Стандартный порядок регистрации

Юридическим
лицом как самостоятельным субъектом
права организация может стать лишь при
условии её государственной регистрации
в данном качестве. Государственная
регистрация юридических лиц осуществляется
в соответствии с ФЗ от 08.08.2001 г. «О
государственной регистрации юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей»
уполномоченными государственными
органами
. В настоящее время такими
органами являются органы Министерства
РФ по налогам и сборам.

Государственная
регистрация юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей
осуществляется в целях:

  • поверки
    соответствия учредительных документов
    юридических лиц законодательству;

  • удостоверения
    факта создания, реорганизации и
    ликвидации юридического лица;

  • учета
    созданных, реорганизованных,
    ликвидированных юридических лиц на
    территории РФ;

  • учета
    действующих и прекративших свою
    деятельность индивидуальных
    предпринимателей;

  • ведения
    Единого государственного реестра;

  • создания
    информационного банка данных о
    юридических лицах и учета индивидуальных
    предпринимателей.

Регистрация
– это в законодательном порядке
установленная процедура легализации
деятельности субъектов хозяйствования.
Государственной регистрации подлежат
все вновь создаваемые (реорганизуемые)
субъекты хозяйствования, а также
изменения и дополнения, вносимые в
учредительные документы действующих
коммерческих и некоммерческих организаций.
Деятельность юридических лиц,
осуществляемая без государственной
регистрации, запрещается и признаётся
незаконной. Доходы, полученные от такой
деятельности, и штраф в размере полученных
доходов взыскиваются в доход бюджета.
В соответствии с законодательством
юридическое лицо считается созданным
с момента его государственной регистрации.

Регистрация
субъектов хозяйствования производится
по месту их нахождения после утверждения
фирменного названия на основании
документов, представляемых учредителями.

Регистрирующие
органы в соответствии со своей компетенцией
осуществляют разнообразные функции,
связанные с государственной регистрацией
субъектов хозяйствования: саму процедуру
регистрации, её техническое и информационное
обеспечение, формирование и ведение
ЕГРЮЛ.

Для
государственной регистрации коммерческих
организаций учредители предоставляют
в регистрирующий орган:

  • заявление
    по форме, установленной Министерством
    юстиции РФ, о государственной регистрации
    юридического лица, подписанное
    учредителем (учредителями);

  • решение
    о создании юридического лица в виде
    протокола, договора или иного документа
    в соответствии с законодательством;

  • учредительные
    документы (учредительный договор,
    устав);

  • документы,
    подтверждающие формирование в
    соответствии с законодательством
    уставного капитала коммерческой
    организации;

  • документы,
    содержащие сведения о собственниках
    имущества (учредителях, участниках)
    коммерческих организаций – физических
    лицах;

  • если
    одним из учредителей выступает
    иностранное юридическое лицо – документ,
    подтверждающий его юридический статус;

  • справку
    налогового органа по месту жительства
    физического лица – собственника
    имущества (учредителя, участника)
    коммерческой организации о предоставлении
    декларации о доходах и имуществе;

  • гарантийное
    письмо или другой документ, подтверждающий
    право на размещение юридического лица
    по месту жительства;

  • платёжный
    документ, подтверждающий внесение
    платы за государственную регистрацию,
    и др.

Существует
дифференцированная система оплаты за
государственную регистрацию. За внесение
изменений и дополнений в учредительные
документы взимается сбор в порядке и
размере, установленных Кабинетом
Министров РФ.

При
отказе в государственной регистрации
юридического лица или индивидуального
предпринимателя сбор, уплаченный за
государственную регистрацию, возврату
не подлежит. Срок государственной
регистрации предприятий – пять дней
со дня подачи всех необходимых документов.

До
принятия решения о регистрации
уполномоченный орган проверяет
достоверность представленных данных
и имеет право запрашивать дополнительные
сведения о собственниках имущества
(учредителях, участниках) регистрируемых
предприятий. В таком случае срок
государственной регистрации может быть
продлён до двух месяцев с уведомлением
об этом собственника имущества
предприятия.

Подача
документов в соответствующие органы и
внесение платы не означает, что предприятие
будет зарегистрировано. Существуют
законодательные установленные основания
для отказа в государственной регистрации
предприятия
. К ним относятся:

  • расположение
    юридического лица в жилом помещении
    без соответствующего решения
    исполнительного комитета, принятого
    в отношении данного юридического лица;

  • нарушение
    установленного порядка создания
    предприятия;

  • использование
    юридическим лицом чужого зарегистрированного
    фирменного наименования

  • несоответствие
    учредительных документов требованиям
    законодательства;

  • непредставление
    полного перечня документов, предусмотренных
    законодательством, и др.

В
случае отказа в государственной
регистрации орган государственной
регистрации обязан в месячный срок со
дня подачи заявления выдать мотивированный
отказ в письменном виде.

В
соответствии со ст. 22 Арбитражно-процессуального
кодекса РФ (АПК РФ) арбитражному суду
подведомственны дела об обжаловании
отказа в государственной регистрации
либо уклонении от государственной
регистрации в установленный срок
организации или индивидуального
предпринимателя и в других случаях,
когда такая регистрация предусмотрена
законом.

Если
арбитражный суд признает отказ в
регистрации неправомерным, в решении
суда указывается дата, с которой
предпринимательская деятельность
считается зарегистрированной, а
соответствующие органы обязываются в
установленный срок выдать предпринимателю
Свидетельство о государственной
регистрации.

Судебно-арбитражная
практика исходит из того, что гражданин
должен быть признан зарегистрированным
в качестве предпринимателя с момента
истечения срока для принятия решения
о регистрации.

Отказ
в государственной регистрации юридического
лица или индивидуального предпринимателя
по мотивам нецелесообразности их
создания не допускается.

По
результатам проверки соответствия
представленных документов законодательству
орган государственной регистрации
вносит запись в ЕГРЮЛ и выдает вновь
созданному юридическому лицу или
индивидуальному предпринимателю
Свидетельство о государственной
регистрации установленного Министерством
юстиции РФ образца.

ЕГРЮЛ
является банком данных РФ о созданных,
действующих, реорганизованных и
ликвидированных юридических лицах и
индивидуальных предпринимателях. ЕГРЮЛ
включает реестр Регистрационной Палаты
Министерства юстиции РФ, реестры
территориальных органов государственной
регистрации.

Свидетельство
о государственной регистрации является
официальным документом, подтверждающим
факт государственной регистрации
юридического лица или индивидуального
предпринимателя.

При
организации нового юридического лица
предприниматели неизбежно сталкиваются
с теми или иными проблемами. Проблемы
при регистрации предприятий встречаются,
но, скорее, это проблемы не организационного
плана, а большой «свободы» законодательства.

Например,
в ФЗ «О государственной регистрации
юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей» предусмотрено, что
юридическое лицо регистрируется по
месту нахождения его исполнительного
органа. По ранее существовавшему правилу
(до вступления в силу ФЗ «О государственной
регистрации юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей») при
регистрации предприятия лицо,
предоставляющее помещение для
местонахождения предприятия, должно
было предоставить и справку о том, что
оно не возражает против нахождения на
его территории определенного предприятия.

Сегодня
ФЗ «О государственной регистрации
юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей» напрямую запрещает
регистрирующему органу требовать
подобного рода документы. На практике
используется понятия «юридический» и
«фактический» адрес того или иного
предприятия, хотя Федеральный Закон №
129-ФЗ такого понятия не дает
. Допускается
регистрация нескольких юридических
лиц по одному и тому же адресу, и в
результате многие предприятия
регистрируются по одному и тому же
адресу без должных оснований, не изжита
практика недобросовестного предоставления
юридических адресов исключительно для
целей государственной регистрации.
Таким образом, при регистрации можно
указать практически любой адрес.

Другой
проблемой можно назвать то, что нет
компетентного органа, контролирующего
наименование того или иного предприятия,
что влечет не желательные последствия
в случае появления «двойника»

В
соответствии с частью 2 статьи 13 главы
IV Федерального Закона N 129-ФЗ предоставление
документов для государственной
регистрации юридических лиц при их
создании осуществляется в порядке,
предусмотренном статьей 9 Закона,
которая устанавливает, что при
государственной регистрации юридического
лица заявителями могут быть следующие
физические лица:

  • руководитель
    постоянно действующего исполнительного
    органа регистрируемого юридического
    лица или иное лицо, имеющее право без
    доверенности действовать от имени
    этого юридического лица;

  • учредитель
    (учредители) юридического лица при его
    создании;

  • иное
    лицо, действующее на основании полномочия,
    предусмотренного федеральным законом
    или актом специально уполномоченного
    на то государственного органа, или
    актом органа местного самоуправления.

В
соответствии с Постановлением
Правительства РФ № 439 от 19.06.2002 г.,
утверждены формы документов (заявлений,
сведений, сообщений) для подачи в
Федеральную налоговую службу. При этом
независимо от того, лично обратился к
регистратору учредитель (руководитель)
или доверенное лицо, необходимо
предоставить заявление (сведения,
сообщение и т.п.) по установленный форме
и заверенное нотариально
. Нотариальное
заверение вышеназванных документов
должно являться гарантией их предоставления
в налоговый орган действительно
правомочным лицом. Однако, при действующем
порядке нотариально заверяется только
часть сведений заявления о регистрации,
касающиеся лишь полномочий по
предоставлению документов в налоговую
службу, сами сведения (их смысловое
содержание), будь то внесения изменений
в учредительные документы, принятие
новой редакции
. Устава, учредительного
договора и прочих изменений, заверяются
лишь подписью уполномоченного лица,
подающего документы на регистрацию.
Указанный порядок создает почву для
всевозможных злоупотреблений, при
которых осуществляется государственная
регистрация сведений о юридическом
лице, несоответствующих волеизъявлению
правомочных на то лиц. Данное утверждение
подтверждается имеющейся к настоящему
времени обширной судебной практикой
по конкретным арбитражным делам о
признании недействительными решений
налоговых органов о государственной
регистрации сведений в отношении
юридических лиц, вносимых в Единый
государственный реестр юридических
лиц при том условии, что с формальной
точки зрения налоговыми органами
соблюдены все нормы действующего
Федерального Закона № 129-ФЗ.

Таким
образом, можно сделать вывод, что
указанные выше проблемы при государственной
регистрации в отношении юридических
лиц, требуют немедленного разрешения,
так как создают благодатную почву для
всевозможного рода злоупотреблений.
Например, все решения участников
юридических лиц, являющихся основаниями
для последующей государственной
регистрации сведений в отношении
юридических лиц, заверять нотариально.

Россияне часто меняют место жительства. Одни переезжают в другой город, чтобы устроиться на работу, другие вынуждены переехать в связи с учебой и т.д.

Место, где останавливается особа, может отличаться: кто-то снимает жилье, другие имеют возможность остановиться у друзей или родственников. Где бы не жил человек, у него должна быть

временная регистрация

, которая позволит получать различные социальные услуги и на законных основаниях находиться по месту фактического проживания.

Регистрация бывает двух видов: постоянная и временная. Первая оформляется на протяжении 7 дней после вселения в новую квартиру, которой человек владеет на правах собственности. Что же касается временной регистрации, то ее нужно оформить, если особа проживает более 90 дней в одном и том же месте, которое не является местом постоянного обитания.

Если документы о постановке на регистрационный учет не будут оформлены в течении указанного времени, человеку может быть выписан административный штраф. При этом количество таких штрафов не ограничено, то есть компетентные органы могут их выписывать хоть каждые несколько дней, если человек не решает вопрос со своей регистрацией.

Отсылки к закону

Существует ряд законодательных актов, которые регулируют вопрос выбора места проживания особы и ее постановки на регистрационный учет:

  • Конституция Российской Федерации.
  • Международные акты.
  • Закон №5242-1 про право граждан на свободу передвижения.
  • Жилищный кодекс, который в статье 38 устанавливает норму жилой площади на одного проживающего, в статье 40 указывает, каким требованиям должна соответствовать жилплощадь, статья 53 определяет, кто имеет право проживать вместе с нанимателем и наравне с ним пользоваться всеми правами и т.д.
  • Гражданский кодекс, которым установлено, каким образом определяется место жительства детей, которые не достигли 14 лет или тех особ, которые находятся под опекой. Также статья 288 закрепляет за собственником право сдавать свое жилье другим особам на основании договора и прочие нормы.

Статья 288. Собственность на жилое помещение

Образец заполнения заявления о регистрации по месту жительства

Как можно оформить прописку

Сегодня особа, которой нужно оформить регистрацию, поскольку произошла смена места жительства, имеет возможность выбрать для себя наиболее удобный и подходящий способ.

Сделать это можно:

  • при личном обращении в орган, который отвечает за постановку на учет граждан;
  • через портал государственных услуг, на котором нужно предварительно зарегистрироваться;
  • отправив документы по почте.

Бланк адресного листка прибытия (форма 2)

Обязательные действия

Документы и согласие сторон

Когда человек желает зарегистрироваться по месту проживания, поскольку произошла смена в РФ места обитания, он должен подготовить и подать в ФМС следующий пакет документов:

  • документ, который удостоверяет личность особы, желающей зарегистрироваться, а также собственника квартиры;
  • если регистрируются дети до 14 лет, в том числе новорождённый малыш, нужно предоставить их свидетельство о рождении;
  • документы, подтверждающие наличие собственнических прав на квартиру или документ, который является основанием для заселения в квартиру – договор аренды;
  • заявление, которое подготовлено по установленной форме;
  • адресный листок прибытия в 3-х экземплярах.

Следует помнить, что граждане могут быть зарегистрированы в помещении, которое не принадлежит им на правах собственности, исключительно при наличии согласия:

  • особы, которая является нанимателем, и всех совершеннолетних особ, которые вместе с ней проживают;
  • собственника жилого помещения;
  • если члены жилищно-строительного кооператива не являются собственниками жилья, нужно получить согласие на регистрацию от правления кооператива;
  • юрлица, которое владеет жилым фондом.

Именно согласие владельца — основание для проведения процедуры регистрации. Если у квартиры несколько собственников, то они все должны дать свое письменное согласие на вселение нового жильца.

Такое согласие дается в присутствии нотариуса или должностного лица, которое ответственно за проведение регистрации. Когда выражается согласие, также определяется период, на который человеку может быть предоставлена регистрация.

Если речь идет про регистрацию несовершеннолетних детей по месту временной регистрации их родителей, то в этом случае не требуется согласие владельца. Это связано с тем, что согласно законодательным нормам, ребенок имеет право быть зарегистрированным по месту регистрации своих родителей.

Варианты подачи заявления

Когда люди выбирают, каким образом провести оформление регистрации, они по старинке предпочитают личное обращение в соответствующее отделение ФМС. Этот вариант имеет преимущество над остальными, поскольку работник службы сразу укажет, каких документов не хватает и обратит внимание обращающегося на недочеты в оформлении бумаг.

Если человек подает бумаги через

МФЦ

, его ожидает примерно та же процедура подачи документов, однако, в данном случае удастся избежать очередей.

При личном обращении на рассмотрение заявления отводится 3 дня, по истечении этого срока процедура регистрации должны быть осуществлена, а человек сможет получить паспорт со штампом или свидетельство про временную регистрацию. Получение может отодвинуться на срок до 8 дней, если в ходе проверки окажется, что особа подала неполный пакет документов, или одна из бумаг будет нуждаться в дополнительной проверке.

Граждане России, в отличии от иностранцев, могут отправлять документы по почте. Делается это при помощи формирования заказного письма, которое направляется с уведомлением про вручение адресату. После того, как документы получены сотрудниками ФМС, а также проверены ними, отправитель получает письмо, которым его просят нанести личный визит в отделение миграционной служба.

Обратиться в ФМС нужно на протяжении 3-х дней с момента получения уведомления. При себе обязательно иметь паспорт, если речь идет о временной регистрации. Это позволит получить регистрационное свидетельство.

Все большей популярностью пользуется подача документов на регистрацию через портал государственных услуг. Первый шаг, который в этом случае придется выполнить, это произвести регистрацию на сайте. Делается это для идентификации личности обратившегося, что позволяет получить доступ ко всем разделам сайта.

В личном кабинете нужно выбрать соответствующую услугу и загрузить сканированные копии всех необходимых документов. Однако, оригиналы бумаг тоже понадобятся: их следует иметь при себе во время личного посещения миграционной службы, целью которого будет получение свидетельства про регистрацию.

Образец свидетельства о рождении

Центральные этапы

Порядок регистрации по месту жительства в 2020 году:

  1. Заполнение заявления на постановку на регистрационный учет. В данном документе должна содержаться следующая информация: ФИО, данные паспорта особы, год ее рождения, название органа, куда подается заявка. Также важно указать срок, на который человек желает получить регистрацию, место, где особа проживала до этого, полное имя гражданина, который предоставляет новое жилье и адрес для регистрации.
  2. Заполнение листка прибытия, в котором указывается ФИО, дата и место рождения, адрес, по которому человек прописан, место предыдущего проживания.
  3. Подготовка документов, которые подтверждают, что человек имеет основания для временного проживания: договор аренды, собственнические документы и т.д.
  4. На документах должен поставить свою подпись начальник структуры, куда подаются бумаги, а также печать. О том, что был изъят паспорт, человеку не выдается никаких дополнительных справок.
  5. Паспорт, в котором будет стоять прописка, или свидетельство про временную регистрацию можно будет получить уже через несколько дней после подачи документов.

Свидетельство о государственной регистрации права

Получение и учёт

На уровне законодательства установлена безусловная реализация гражданами их прав. Среди них и выбор места жительства. Однако, это предполагает выполнение определенных обязанностей, а именно постановка на регистрационный учет. За проведение данной процедуры отвечают территориальные отделения Федеральной Миграционной Службы.

Регистрация, как постоянная, так и временная, проводится на безоплатной основе. При этом человеку не обязательно подавать документы о том, что он был снят с учета по месту постоянного жительства.

Нужно понимать, что нежилое помещение не может использоваться в качестве места проживания и постановки на учет, а вот приватизированная квартира вполне для этого подходит, как и любое другое жилое помещение.

Административным регламентом определены службы и должностные особы, которые обязаны:

  • осуществлять первичный прием документов для проведения регистрации;
  • снимать с регистрационного учета граждан, которые выбыли по новому месту проживания;
  • готовить документы и передавать их в регистрационную службу.

На какие же службы возложена данная функция:

  • ЖЭУ;
  • жилищные кооперативы;
  • коммерческие структуры и акционерные общества, которые владеют жилым фондом;
  • другие организации, которые на любых правах владеют жилым фондом.

Регистрация некоторых категорий граждан:

  • особы, которые проживают на территории храмов или монастырей, должны быть зарегистрированы по месту пребывания;
  • представители тех профессий, которые связаны с постоянной сменой места пребывания, должны быть зарегистрированы по юрадресу, который является адресом регистрации их организации (моряки, геологи, строители и т.д.);
  • те, кто признан временными переселенцами, регистрируются на временное поселение;
  • несовершеннолетний ребёнок, который остался без родителей, регистрируется в приемной семье или специализированном учреждении, где он проживает.

Образец заявления собственника о согласии на регистрацию

Общий порядок регистрации в Москве

Закон определяет, что граждане, которые приехали в Москву и планируют тут проживать, должны зарегистрироваться в органах внутренних дел, которые являются органами регистрационного учета.

Выполнить регистрацию можно по месту жительства или месту пребывания. В первом случае, это квартира, частный дом или комната в общежитии. А во втором – гостиница или же любое другое помещение, где проживает человек. Пошаговая инструкция в данном случае ничем не отличается от регистрации в любом другом регионе РФ.

Временная регистрация в Москве должна быть оформлена, если человек планирует проживать тут больше 3-х месяцев. Это не только избавит от штрафных санкций, но и поможет трудоустроиться, устроить в садик или школу ребенка, получить медицинское обслуживание и т.д. Максимальный срок, на который может быть оформлена такая регистрация, составляет 5 лет.

Иностранный гражданин, прибывший на территорию России также обязан регистрироваться по месту пребывания. Сделать это он должен на протяжении 3-х дней с момента прибытия в Москву, в противном случае ему грозит штраф.

Действия по оформлению временной регистрации не предполагают снятия с регистрации особы по месту постоянного проживания. Порядок оформления временной регистрации в Москве ничем не отличается от порядка, который предусмотрен в остальных регионах России.

Что касается срока, на который оформляется прописка, то он определяется на основании договоренности, достигнутой между владельцем квартиры и тем, кто нуждается в регистрации.

Муниципальная квартира, в которую вселяется человек, имеет некоторые особенности при осуществлении регистрации в ней.

В данном случае человек должен предоставить такие документы:

  • ордер, который демонстрирует законность вселения;
  • контракт соцнайма;
  • письменное согласие, которое должен дать наймодатель, а также совершеннолетние члены его семьи, которые проживают вместе с ним.

Если регистрация происходит на жилплощади, которая была предоставлена для служебного пользования, нужно предоставить:

  • выписку, сделанную из решения исполнительного властного органа про вселение в это помещение;
  • согласие от руководства организации в письменном виде;
  • согласие нанимателя.

Административный регламент

Административным регламентом называют документы, которые необходимы для того, чтобы установить правила, по которым должны действовать государственные структуры при оказании различных услуг гражданам и организациям (физическое или юридическое лицо).

Требования к административному регламенту:

  • определить права и обязанности органа власти;
  • установить, в каком порядке происходит взаимодействий властных структур на различных этапах, которые касаются прав граждан на получение государственных услуг;
  • дать возможность заинтересованным лицам и организациям осуществлять контроль за рассмотрением их обращений.

При помощи административного регламента должны быть решены такие задачи:

  • все действия властных структур должны быть полностью прозрачны;
  • оказание противодействия коррупции;
  • определение подробного распорядка, с соблюдением которого осуществляется деятельность органов власти и особ, которые в них работают;
  • повышение эффективности работы исполнительных структур.

Параллельно с админрегламентом вводится регламент электронный.

Сделано это с целью:

  • уменьшения срока, который требуется для вынесения решения после подачи документов;
  • минимизации ошибок и злоупотреблений со стороны чиновников;
  • контроль за административными процессами.

Проживание без регистрации

может грозить штрафом или депортацией.

Можно ли получить визу без регистрации — узнайте из нашей публикации.

Читайте далее, где зарегистрировать иностранного гражданина в своей квартире.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: