Содержание закона о кадастровом учете земельных участков

Энциклопедия МИП » Земельное право » Землеустройство » Государственный кадастровый учет земельных участков

Процедура постановки на кадастровый учет земельных участков осуществляется управлением Росреестра.

В Земельном кодексе РФ нет четко прописанных установок по вопросам государственного кадастрового учета земли. Так, статья 70 ЗК РФ предписывает обращаться за разъяснениями к Федеральному закону РФ № 221. В нем наиболее полно законодатели прописали понятие, процедуру проведения и все остальные аспекты, связанные с кадастровым учетом.

Понятие кадастрового учета участков земли

Кадастровый учет земельных участков представляет собой совокупность действий уполномоченного лица, целью которых является внесение в государственный кадастр недвижимости (ГКН) всех полученных сведений об участке, в том числе кадастровый номер, площадь, фактический адрес местонахождения.

Условно можно подразделить все сведения на основные и дополнительные. К первым относятся:

  • принадлежность объекта (его вид);
  • кадастровый номер;
  • дата постановки на учет;
  • площадь;
  • описание, где расположены границы участка.

Все эти данные являются условным паспортом участка. Из дополнительных сведений при кадастровом учете указываются:

  • кадастровая стоимость участка;
  • дата проведения оценки;
  • категория земли (ее принадлежность);
  • фактический адрес местонахождения;
  • сведения о собственниках участка.

Как осуществляется процедура кадастрового учета участков

Процедура постановки на кадастровый учет земельных участков осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (управление Росреестра). Именно представители данной организации занимаются обработкой документов и выдачей соответствующих выписок.

Кадастровый учет участков земли осуществляется в следующем порядке:

  • Заявитель обращается для постановки участка земли на кадастровый учет, предоставляет все требуемые для этого документы. В случаях если заявитель предоставил не все документы, сотрудники Росреестра вправе запрашивать их самостоятельно, путем электронного межведомственного взаимодействия.
  • Росреестр обрабатывает заявку, составляет соответствующий заявке ответ.
  • Организация, в которую обращался заявитель, выдает ответ в установленный законом срок.

Согласно последним изменениям в Федеральном законе РФ № 221, сроки устанавливаются следующие:

  • На учет адреса заявителя (он же правообладатель земельного участка), учет изменений дается ровно три рабочих дня. При этом если заявитель обращается через МФЦ (многофункциональный центр или по новому бренду «Мои документы»), то срок начинает исчисляться с того момента, как все документы были переданы в Росреестр. Настоящим законодательством установлено, что передача документов не может занимать более одного рабочего дня.
  • На постановку на учет, внесение изменений, снятие с учета и учет части земельного участка дается ровно десять рабочих дней.
  • На внесение изменений и кадастровый учет, основанием для которых послужили документы, которые поступили в ведомство в порядке взаимодействия, а не по заявлению правообладателя, дается ровно тридцать рабочих дней.

Подать документы можно несколькими способами:

  • почтовым отправлением (заказным письмом, которое получает организация под роспись ответственного лица);
  • в многофункциональный центр (МФЦ);
  • непосредственно в Росреестре (кадастровая палата);
  • через портал Росреестра на официальном сайте;
  • через портал государственных услуг (gosuslugi.ru).

При обращении через Интернет требуется приложить сканированные образы документов, а также обязательно оплатить государственную пошлину. Сделать это можно прямо с сайта.

Если же реквизиты ранее выдавались в кадастровой палате, то обращаться следует именно туда. Точно такая же ситуация с многофункциональным центром.

Связано это с тем, что реквизиты для оплаты у учреждений отличаются: некоторый процент от уплаты государственной пошлины поступает в муниципальный бюджет района, в котором находится МФЦ. С кадастровой палатой такой коллизии нет, но придерживаться правил приходится, иначе организации будут перенаправлять с заявлением друг к другу.

Еще одной особенностью подачи заявления в электронном виде является обязательно удостоверение этого заявления электронной подписью. Если же в роли заявителя выступает его представитель, то именно он и будет удостоверять заявление. При этом обязательно требуется приложить и документы, подтверждающие действия представителя.

Документы, которые необходимы для постановки участков на кадастровый учет

Помимо заявления требуется предоставить следующие документы:

  • План межевания. Требуется в том случае, если происходит постановка на кадастровый учет, изменение каких-либо данных в характеристике участка, учет части этого участка.
  • Документ, подтверждающий разрешение земельного спора, если таковой имел место быть. В том случае, если согласование границ участка были поставлены под сомнение. В остальных случаях копия документа не требуется.
  • Документ, подтверждающий право на собственность заявителя на участок.
  • Документ, удостоверяющий личность или заявителя, или его представителя. В последнем случае требуется еще и документ, который подтверждает полномочия этого представителя.
  • Схема, на которой указано размещение участка, если он предоставляется заявителю на правах безвозмездного пользования муниципалитетом или государством.

Большую часть документов, которая представителям кадастровой палаты требуется для вынесения решения, запрашивается ими самостоятельно путем взаимодействия с другими ведомствами.

Подаются документы только в том регионе и области, в которой находится участок, подлежащий кадастровому учету.

Если же он находится на территории сразу двух таких областей, то подать заявление и документы можно в любой из них.

Учет отдельных видов объектов кадастра

Особенности осуществления кадастрового учета отдельных видов объектов недвижимости четко прописаны в статье 25 Федерального закона РФ № 221. В частности, к таким особенностям относятся:

  • У внесенных данных есть определенный «срок годности». Так, законодательством предусмотрен срок в 5 лет для объекта недвижимости (а точнее его части, а не полностью всего недвижимого имущества) на земельном участке. В течение этого срока правопользователь обязан подать заявление на государственную регистрацию, в противном случае данные будут уничтожены. В течение одного года заявитель должен быть проинформирован об аннулировании сведений под роспись об ознакомлении.
  • С кадастрового учета снимается тот участок, который относится к категории объекта недвижимости, подлежащего преобразованию. В этом случае на него начинает распространяться статья 24 Федерального закона РФ №221.
  • С кадастрового учета снимается участок, если на нем находятся здания или хозяйственные сооружения, которые также подлежат снятию с учета в связи с их разрушением.
  • Учету подлежат участки, части которых используются на особых условиях на основании соответствующих документов.
  • При постановке на кадастровый учет многоквартирного дома учету подлежат все находящиеся в нем помещения, в том числе общие.

Искусственно созданный участок

Искусственно созданным земельным участком считается земельный участок, созданный на водном объекте при помощи намыва грунта или его отсыпки, а также другими способами. После того как такой объект сдается в эксплуатацию, он приобретает статус земельного участка.

Особенности кадастрового учета искусственного земельного участка включают в себя несколько пунктов.

Во-первых, внесенные данные не носят временный характер, как прописано в статье 25 Федерального закона РФ № 221. Во-вторых, требовать другие документы, кроме обязательного списка документов, сотрудники кадастровой палаты не вправе.

В-третьих, кадастровая палата должна предоставить выписку об учете в орган, который выдал разрешение на образование искусственного участка земли. И дается на это ровно 5 рабочих дней.

Из обязательных документов для постановки на учет искусственного участка требуются:

  • план межевания;
  • план-схема размещения территорий в пределах границ искусственного земельного участка;
  • разрешение на ввод в эксплуатацию;
  • разрешение на создание участка;
  • документы, подтверждающие право на обращение представителя, если он представляет интересы заявителя.

Случаи приостановления кадастрового учета участков земли

Существуют определенные ситуации, когда кадастровый учет приостанавливается. Основаниями для этого служат:

  • разногласия в документах, которые предоставляет заявитель, и теми, которые имеются у кадастрового органа;
  • граница одного участка, который подлежит учету, пересекает границу другого участка, который уже состоит на учете;
  • предоставлены не все документы для постановки участка на кадастровый учет.

Наиболее полно основания для приостановления кадастрового учета прописаны в статье 26 Федерального закона РФ №221. После принятия решения о приостановлении у сотрудников кадастровой палаты есть ровно один рабочий день, чтобы уведомить собственника об этом.

Отказ в осуществлении кадастрового учета участка и его правомерность

Отказ в постановке участка на кадастровый учет возможен только при следующих условиях:

  • имущество не входит в перечень кадастрового учета.
  • ставящийся на учет объект образован из другого участка, сведения о котором внесены лишь временно.
  • заявитель не имеет права обращаться с заявлением о кадастровом учете (не является правособственником или его представителем).
  • истекли сроки действия некоторых документов.
  • органы государственной или муниципальной власти не подтвердили существования достаточных и вообще каких-либо оснований для кадастрового учета конкретного участка.

Решение об отказе может быть обжаловано заявителем в судебные органы. При этом шансы на успешное разрешение дела возможны только в том случае, если права заявителя действительно были нарушены.

Действующее законодательство устанавливает, что для проведения каких-либо сделок с земельными участками предварительно нужно в обязательном порядке ставить их на государственный кадастровый учет.

Различные нормативные акты достаточно подробно регулируют необходимость оформления территорий, а также порядок получения всей необходимой документации, которая может в дальнейшем потребоваться при проведении различных операций.

В частности, стоит разобраться в том, на что указывает федеральный закон о кадастровом учете земельных участков.

Нововведения в правилах

Власти продолжают вносить различные корректировки в действующее законодательство, главной целью которых является упорядочение отношений, присутствующих в действующей земельной сфере. Чиновники стараются минимизировать количество участков, не оформленных на государственный учет, что в конечном итоге должно будет положительно отразиться на поступлении налогов со стороны граждан и юридических лиц.

Помимо этого, планируется также обеспечить более эффективную фиксацию существующих границ земельных участков за счет внесения соответствующих корректировок в действующий государственный кадастр.

Начиная с 1 января 2020 года, будет действовать запрет на какое-либо распоряжение земельными участками, если по данной территории не была проведена процедура определения месторасположения границ. Собственники земельных участков, которые не будут своевременно проводить процедуру межевания земельных участков, потеряют возможность заниматься дарением или продажей своих участков.

Наличие у человека права собственности никоим образом не скажется на действии данной нормы, и проводить межевание должны будут даже владельцы тех участков, которыми территория не была поставлена на учет до 2020 года, то есть, когда эта процедура в принципе еще была необязательной.

После того, как будет проведена стандартная процедура межевания, владельцу земельного участка будет предоставлена соответствующая кадастровая выписка. На данный момент эксперты говорят о том, что более 50% участков, зарегистрированных на кадастровый учет, по сегодняшний день не имеют уточненных границ, и в частности, данная ситуация связана с тем, что была введена упрощенная процедура регистрации.

Механизм «дачной амнистии» изначально разрабатывался для того, чтобы упростить процедуру регистрации земельных участков. В частности, амнистией смогли воспользоваться те граждане, которые не имели ранее полного пакета необходимой документации.

Скачать ФЗ №93 О дачной амнистии

Детали, указанные в законе о кадастровом учете земельных участков

Новый Федеральный закон №221-ФЗ включает в себя достаточно большое количество норм, в связи с чем стоит ознакомиться с ключевыми его особенностями для того, чтобы принять во внимание основные нюансы.

Общие положения

Федеральным законом регулируются отношения, связанные с ведением государственного кадастра недвижимого имущества и соответствующей деятельности. Государственный кадастр представляет собой систематизированный перечень информации о различном недвижимом имуществе, которое было зарегистрировано в соответствии с установленными правилами, а также данных о прохождении Государственной границы России.

Государственным учетом недвижимости признаются действия уполномоченных сотрудников соответствующего органа по внесению всей необходимой информации о различной недвижимости, которой подтверждается существование этих объектов с различными характеристиками, через которые можно будет определить такие объекты как индивидуально-определенную вещь или же подтвердить факт того, что указанный объект перестал существовать.

Кадастровая деятельность представляет собой выполнение различных действий по отношению к определенной недвижимости в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством, результатом которых является подготовка документации, в которой содержится вся необходимая информация для ведения кадастрового учета.

В соответствии с Федеральным законом ведется кадастровый учет земельных участков и любой недвижимости. которая на них находится, но при этом его положения не будут использоваться по отношению к участкам недр, морских и воздушных судов и других аналогичных комплексов.

Ведение госнедвижимости

Кадастровый учет и ведение соответствующего реестра недвижимости осуществляется специализированным органом исполнительной власти, который получает соответствующие полномочия в соответствии с Конституцией и конституционным законом №2-ФКЗ, опубликованным 17 декабря 2020 года.

Полномочия, прописанные в данном Федеральном законе, предусматривают возможность их передачи подведомственным государственным учреждениям.

Для того, чтобы обеспечить реализацию правил, установленных действующим законодательством, государственные учреждения будут считаться органами кадастрового учета, причем указанные положения будут использоваться по отношению к указанным учреждениям, так как существо соответствующих правоотношений не предусматривает каких-либо противоречащих этому норм.

Прием заявлений о кадастровом учете и всевозможных запросов о предоставлении информации осуществляется при необходимости не только через территориальное отделение соответствующего органа, но и через многофункциональные центры.

Порядок, в соответствии с которым осуществляется передача полученных заявлений многофункциональным центром, устанавливается в соответствии с тем, который был установлен Правительством России в соглашении о взаимодействии.

Обжалование решения

Если было вынесено решение об отказе в регистрации определенной недвижимости на кадастровый учет, ее собственник имеет полное право на то, чтобы обжаловать данное решение в судебном порядке.

Данная процедура может быть проведена как непосредственно самим заинтересованным лицом, так и его законным представителем или же уполномоченным кадастровым инженером, в обязанности которого входило оформление межевого и технического планов, а также другой документации, предоставленной для ведения кадастрового учета.

Случаи отказа и исправления

Отказ в проведении кадастрового учета может осуществляться только в соответствии с теми правилами, которые устанавливаются данной статьей.

Орган кадастрового учета может принять решение об отказе в удовлетворении поданного заявления о постановлении территории на учет в том случае, если:

  • имущество, которое должно быть зарегистрировано, не относится к категории недвижимости;
  • недвижимость, о кадастровом учете которого было подано прошение, формируется из определенного объекта или же нескольких объектов недвижимости, раздел или выдел доли в натуре которых не предусматривается в соответствии с требованиями, прописанными федеральным законодательством;
  • объект недвижимости сформирован из объекта недвижимости, данные о котором были временно внесены в кадастровый реестр;
  • у обратившегося лица нет полномочий на подачу такого заявления;
  • истек срок приостановления кадастрового учета, и при этом не были устранены обстоятельства, из-за которых было принято решение о приостановлении;
  • межевой план и другие документы оформлены с противоречиями действующему законодательству;
  • на момент подачи заявления перестала действовать схема расположения земельного участка.

Что входит в перечень ошибок

В перечень кадастровых ошибок можно занести технические ошибки в введенной информации или кадастровые ошибки в указанных сведениях.

Если кадастровая ошибка была внесена в государственный реестр на основании документации, которая была предоставлена заявителем для ведения кадастрового учета, то в таком случае в соответствии с нормами, указанными в статье 28 Закона о кадастре, ее нужно будет устранять в том порядке, который определяется для учета изменений соответствующей недвижимости.

Если же кадастровая ошибка появилась в реестре из-за документов, поступивших в орган в порядке информационного взаимодействия, решать ее будут в соответствующем порядке.

Последствия для владельцев

Отсутствие межевания в конечном итоге может привести к тому, что человека лишат права собственности на указанное имущество, потому что в судебной инстанции просто признают данную недвижимость ничейной. В такой ситуации в дальнейшем уже распоряжаться земельным участком будут территориальные органы власти.

Помимо этого, должна будет повторно проводиться процедура оценки участков, на основании которой будет осуществляться расчет суммы налога.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: