Процедура разъединения и утверждение схемы раздела земельного участка

17042

Что происходит при разделе земельного участка?

Все обязательные условия разделения участка прописаны в гл. 1 ст. 11.4 Земельного кодекса РФ. В результате выполнения процедуры осуществляется образование земельных участков путем раздела, а площадь, которая была изначально, перестает существовать. Исключением являются садовые и огородные участки, которые образуются в результате деления общей площади территории сообщества.

В случае раздела земли у владельца изначальной площади появляется право на все земельные участки, полученные в процессе. Если собственность на землю имеет общий характер, то права на все образованные площади возникают у всех владельцев, за исключением тех ситуаций, когда граждане заключили между собой дополнительное соглашение иного содержания. В том случае, когда разделение касается муниципального или государственного участка, изначальная территория сохраняется в измененных границах.

Дополнительно можно сказать что раздел земельного участка может быть произведен не для каждой площади. Основанием для отказа может стать несколько причин. Разделу не подлежат:

  • участки, находящиеся в аренде или если на них наложен публичный сервитут;
  • участки, в результате деления которых полученная площадь не будет соответствовать минимальным и максимальным нормам, установленным в регионе;
  • участки, имеющие ограничения в виде штрафов, арестов, за которые не уплачены налоги.

Соглашение о разделе земельного участка

В том случае, если у первоначального участка имеется несколько владельцев, они должны заключить между собой соглашение о разделе. Документ составляется в свободной письменной форме между собственниками земельной площади. В соглашении отражается следующая информация:

  • сведения о каждом участнике соглашения;
  • информация о земельном участке;
  • данные акта о принятии соглашения и разделе территории на отдельные площади.

Подписанное соглашение будет считаться основанием для проведения в дальнейшем раздела земли. При необходимости, данный документ нужно будет представить в комплекте бумаг для дальнейшей регистрации прав собственности. Образец соглашения о разделе земельного участка можно скачать на нашем сайте (посмотреть и скачать можно здесь: [образец соглашения о разделе земли]). Судебная практика подтверждает, что данный документ является оптимальным вариантом для выполнения раздела участка, поскольку стороны не будут его в дальнейшем оспаривать.

Порядок раздела земельного участка

Основным этапом проведения раздела земельной площади является межевание. Под данным термином следует понимать не только разделение земель на отдельные части, но и определение их границ. Также производится привязка нового участка к местности, что необходимо для дальнейшего учета площади.

Если во время проведения межевания геодезист удостоверился в том, что предварительные данные верны, он может продолжать съемку. Геодезические работы – это целый комплекс мероприятий, который позволяет создать общий план всех земельных участков. Именно поэтому очень важно, чтобы при обращении в Росреестр у каждого заявителя на земельный участок имелось межевое дело.

Однако для оформления раздела земли недостаточно выполнить межевание, процедура достаточно длительная и трудоемкая. Весь процесс имеет определенный порядок и его можно поделить на этапы:

  1. Собственник обращается к геодезистам для выполнения межевания и оформления межевого дела.
  2. После определения границ будущего участка и оформления его плана, владельцу следует обратиться в Кадастровую палату и выполнить регистрацию новых участков одновременно со снятием первоначальной площади с учета.
  3. Каждой из площадей присваивается новый уникальный номер, который вписывается в кадастровый паспорт. Помимо номера, для каждого участка обозначаются основные характеристики, включая адрес земли.
  4. После регистрации необходимо оплатить госпошлину в размере 350 рублей (бланк можно получить в кадастровой палате) и подать документы на регистрацию прав собственности в МФЦ или Росреестр.

Вся процедура занимает не более 10 дней. Заявитель должен быть уведомлен о результатах в течение 5 рабочих дней.

Список документов

Для выполнения процедуры разделения участка потребуется определенный пакет документов:

  1. Заявка о разделе участка, которая заверяется в нотариате. Посмотреть и скачать можно здесь: [образец заявления].
  2. Паспорт заявителя.
  3. Правоустанавливающие документы на земельную площадь.
  4. Кадастровый паспорт первоначального участка.
  5. Если в процедуре принимают участие представители, то необходима нотариальная доверенность.
  6. Постановление органов местного самоуправления о присвоении адресов полученным участкам.
  7. Согласие всех собственников участка на проведение раздела.
  8. Квитанция об уплате госпошлины.

Если все документы подготовлены, то заявка подается в геодезическую компанию, после чего и выполняются межевые работы.

Особенности раздела земельного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности

Основной особенностью раздела земли, являющейся владением государства или муниципалитета, является то, что после разделения участок полностью сохраняется, но уже в измененных границах.

Разделение можно производить только тогда, когда имеется письменное согласие полновластных распорядителей основного участка. Если участок предоставлен федеральным или муниципальным унитарным предприятием либо учреждением, то письменного разрешения не требуется. Также не нужно согласия, если разделение производится на основании решения суда.

Согласие лучше всего следует получить еще до подготовки схемы расположения участка. Схема, как правило, составляется при участии представителя органов власти и самого заказчика.

Заинтересованными лицами в данном случае выступают арендаторы, застройщики, которым нужна площадь под многоквартирный дом, чтобы в будущем распределить участки между жильцами дома.

Для проведения межевания заказчик должен предоставить:

  • заявку. Посмотреть и скачать можно здесь: [образец заявления];
  • личные документы;
  • данные о начальной площади;
  • решение собственника о разделе земельного участка, если в этом есть необходимость;
  • схематическое распределение территории на кадастровом плане.

Оформление необходимой документации производится в стандартном порядке, за исключением того, что решение принимается в течение одного месяца, а заявку необходимо подавать в исполнительный орган власти или муниципалитет.

Пример по разделу земельного участка

Полина Сергеевна Тимофеева решила отделить от своей земельной площади 1 га в пользу сына. Женщина подготовила все необходимые документы и передала их геодезической компании. За работу Тимофеева заплатила порядка 20 тыс. рублей. Через некоторое время межевое дело было оформлено, и Полина Сергеевна обратилась с пакетом обязательной документации в МФЦ рядом с домом.

Через 12 дней после обращения женщина получила отказ в регистрации. Обратившись повторно в МФЦ, Полина Сергеевна попросила сотрудника отдела пояснить причину отказа, на что ей было сообщено о нарушениях в межевом деле.

Во время проведения процедуры, работники компании произвели раздел таким образом, что участок, во-первых, получился не строгой геометрической формы, а во-вторых, не имел выхода к проезжей части.

Тимофеева повторно обратилась в геодезическую компанию и потребовала вернуть оплаченные средства, на что работник, выполнявший съемку, ответил отказом.

После этого женщина написала заявление в полицию по факту мошенничества и подала иск в суд на возмещение материального и морального ущерба. Пока шло разбирательство, была повторно проведена съемка, и участок для сына официально зарегистрировали.

Заключение

Можно сделать несколько выводов:

  1. После разделения участка земли получается несколько площадей, права на которые возникают у всех владельцев начальной территории. В ряде случаев, даже после разделения начальный участок остается, но в уже измененных границах.
  2. Некоторые земли не могут быть разделены по причинам, оговоренным в законодательстве.
  3. Для проведения процедуры может потребоваться письменное соглашение о разделе с подписями всех владельцев площади.
  4. Порядок разделения предусматривает проведение межевой съемки и дальнейшую регистрацию прав собственности на участки.
  5. Земли, находящиеся в госсобственности, делятся, когда на это имеется разрешение владельца или это предусмотрено кадастровой схемой.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по разделу земельного участка

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Надежда, и мы с сестрой хотим разделить землю. Полученный безвозмездно участок расположен в Московской области. Площадь земли 0,1 га. Теперь мы обе хотим заняться садоводством и возможно построить дачи. Подскажите, можем ли мы это сделать, и каким образом это осуществить?

Ответ: Здравствуйте, Надежда. К сожалению, вы с сестрой не сможете разделить свой участок по закону и построить в дальнейшем на нем дом, поскольку согласно ст. 11.4 Земельного кодекса РФ минимальный размер полученных участков должен соответствовать тем нормативам, которые установлены в регионе. Для Московской области данный показатель составляет:

  • 2,0 га для крестьянского хозяйства;
  • 0,06 га для садоводства;
  • 0,04 га для огородничества;
  • 0,06 га для дачного строительства.

Так как вы планируете построить в дальнейшем на участках дачи, то площади для этого не хватит. Для вас и вашей сестры может быть два варианта:

  1. Разделить имеющуюся землю на два участка по 0,05 га и ограничиться садово-огородным делом.
  2. Разделить землю на участки площадью 0,04 и 0,06 га и на одном построить дачу.

Что касается оформления, то от вас потребуется подготовить необходимый пакет документации, обратиться к геодезистам, которые подготовят межевое дело, и после этого подать бумаги в Росреестр на регистрацию отдельных площадей.

Список законов

  • Статья 11.4 ЗК РФ

Образцы заявлений и бланков

Вам понадобятся следующие образцы документов:

Остались вопросы? Задайте их практикующим юристам по земельным вопросам прямо сейчас:

Основным документом, регулирующим раздел, выдел земельных участков, является Земельный Кодекс РФ (далее – ЗК РФ).

Раздела земельного участка – это один из способов образования одного участка или нескольких самостоятельных земельных участков.

На основании пункта 4, пункта 7 статьи 22.2 Федерального Закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации) государственная регистрация прав осуществляется одновременно в отношении всех земельных участков, образуемых при разделе земельного участка. Одновременно с заявлением о государственной регистрации прав на образуемые земельные участки подается заявление о государственной регистрации перехода или прекращения прав на такие земельные участки. Государственная регистрация перехода или прекращения прав на указанные участки осуществляется одновременно с государственной регистрацией прав на образуемые земельные участки.

Основанием для государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, являются:

1) решение о разделе или об объединении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков;

2) соглашение о разделе, об объединении, о перераспределении земельных участков или о выделе из земельных участков;

3) иной документ, на основании которого в соответствии с Законом о регистрации и другими федеральными законами осуществляется образование земельных участков.

По общему правилу п. 2 ст. 11.2 и п. 1 ст. 11.4 ЗК РФ исходный земельный участок, из которого при разделе образованы земельные участки, прекращает свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из него земельные участки. При этом имеется в виду, конечно, не фактическое, а юридическое прекращение существования разделенного земельного участка, который перестает существовать в качестве объекта земельных и гражданско-правовых отношений.

В соответствии с п. 3 ст. 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки (п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ).

При этом не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях образования земельных участков на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.

В соответствии с п. 5 ст. 11.2 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними. Исключение составляет выдел земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Порядок выделения земельных участков в счет долей в праве общей собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения установлен статьями 13, 13.1 Федерального закона от 24.07.2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).

Данной нормой установлено, что, участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленных ЗК РФ и Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Размер и местоположение границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, должны быть согласованы кадастровым инженером.

Проектом межевания земельного участка или земельных участков определяются размеры и местоположение границ земельного участка или земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельной доли или земельных долей.

Проект межевания земельного участка или земельных участков подготавливается кадастровым инженером. Заказчиком такого проекта межевания может являться любое лицо.

При подготовке проекта межевания, подлежащего утверждению общим собранием участников долевой собственности, кадастровый инженер обеспечивает правообладателям земельного участка или земельных участков, из которых будут выделяться земельные участки в счет земельной доли или земельных долей, органу местного самоуправления поселения и, если заказчик кадастровых работ не является правообладателем земельного участка или земельных участков, заказчику кадастровых работ возможность ознакомиться с этим проектом до его утверждения и представить предложения о его доработке.

Извещение о месте и порядке ознакомления с проектом межевания земельных участков направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.

Проект межевания земельного участка, утверждаемый решением собственника земельной доли или земельных долей, подлежит обязательному согласованию с участниками долевой собственности. Предметом согласования являются размер и местоположение границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка.

Извещение о необходимости согласования проекта межевания земельного участка направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в средствах массовой информации.

В случае если в течение тридцати дней со дня надлежащего извещения  участников долевой собственности о согласовании проекта межевания земельного участка от участников долевой собственности не поступят возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка, проект межевания земельного участка считается согласованным.

Возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка направляются кадастровому инженеру, подготовившему соответствующий проект межевания земельного участка, а также в орган кадастрового учета по месту расположения такого земельного участка.

Ирина Спиранская,

главный специалист-эксперт Омского отдела

Управления Росреестра

по Омской области,

государственный регистратор.

Нередко случаются ситуации, когда земельный участок, который находится в совместном пользовании нескольких граждан, требуется разъединить для отчуждения доли каждого владельца. Процедура выдела и раздела имеет свои нюансы, одним из которых является составление схемы, чем занимаются инженеры, проводящие межевание исходного участка.

Постановление об утверждении схемы раздела земельного участка является необходимым условием для совершения операции. Раздел и выдел будут невозможными, если органы местной власти не дадут свое разрешение.

Существуют и другие нюансы, которые закреплены законодательством статьей №11.4. ЗК РФ. Но в этом акте содержится информация только о правилах проведения самого раздела, а условия составления и утверждения схемы не регулируются вовсе, хотя есть утвержденные требования к содержанию и органам, которые должны подтверждать возможность проведения раздела.

Что нужно знать

Если права на владение участком есть у нескольких граждан, который состоит в долевой собственности, то такую площадь можно разделить. Во время составления собственности, распространяющейся на всех владельцев, в договоре обозначаются условия, согласно которым можно провести процедуру выдела каждый доли.

Совместная собственность на земельный участок оформляется согласно двум случаям: если владельцы – супруги, которые приобретают равные права на недвижимость, либо если площадь переходит в наследство нескольким гражданам, при этом не проводится процедура выдела доли. В остальных случаях общая собственность не оформляется.

Пример первой ситуации Если супругам потребуется разделить земельный участок, на который они имеют равные права, то процедура возможна только в случае, когда площадь недвижимости позволяет это сделать.

Для этого ее общая площадь должна превышать минимальные нормы для участков, установленные государством или местными властями. В случае, когда деление невозможно, участок будет передан тому, кто имеет больше прав на землю.

Пример второй ситуации Земельный участок перешел по наследству сразу двум сыновьям. Общая площадь недвижимости равняется 14 соткам, которые будут переданы гражданам для дальнейшего разделения. Если же земельный участок нельзя разделить так, чтобы он соответствовал минимальным требованиям размера (например, его площадь 6 соток), то недвижимость переедет во владение тому наследнику, который имеет больше прав на его получение.

При любой из ситуации, когда гражданин, который имеет меньше прав на владение участком, должен получить от второго компенсацию. Это правило закреплено в Земельном кодексе РФ. Положение устанавливает порядок и условия выплаты компенсации.

Образец кадастрового паспорта на земельный участок:

Законодательный аспект

Вопрос о разъединении участка регулируется статьей №11.4. Земельного кодекса РФ:

  • Раздел земельного участка – это процесс, при котором образуются новые территории, при этом исходный участок перестает существовать. Исключениями являются случаи, когда разделение проходит с учетом пунктов 4 и 6. Некоторые другие случаи можно найти в ФЗ №214.
  • Собственник получает права на владение каждым образуемым участком, который были получены вследствие раздела.
  • Если разделу подвергается участок, который является общей собственностью нескольких граждан, то права на образуемые участки получает каждый владелец. Иные условия могут быть вписаны в составляемое соглашение.
  • Если разделу подвергается участок, которым имеет право пользоваться некоммерческая организация (дачные, огороднические и другие хозяйства), то процедура будет регламентироваться проектом межевания. В этом случае земельный участок, от которого отделился другой, продолжает существовать, но уже с другими границами. Деление может создать один и более новых участков, которые можно использоваться в соответствии с их целевым назначением.
  • Если разделу подвергается участок, предназначенный для комплексного освоения согласно заключенному договору, то процедура проходит в соответствии с проектом межевания. Порядок регламентируется ФЗ №171.
  • Если разделу подвергается земля, которая является собственностью муниципалитета или государства, то образовывается более одного участка. Исходная территория сохраняется, изменяются лишь ее границы.
  • Если разделу подвергается участок, являющийся собственностью муниципалитета или государства, который был отдан на бессрочное пользование гражданину или организации, то требуется отправить заявление об утверждении схемы в исполнительный орган власти. Гражданин должен передать заявление, подготовленную схему расположения границ и документы, доказывающие его право на бессрочное пользование участком. Составленное заявление должно быть рассмотрено в течение одного месяца, после чего будет принято решение. Если был дан отказ на проведение операции, то он должен иметь законные основания.

Образец свидетельства о праве собственности на землю

Как происходит процедура разъединения земли

Процедура разъединения земли проходит в соответствии с несколькими этапами. Первым из них является процедура межевания, которая необходима для установления точных границ участка. Некоторые из земель уже могут ими обладать, этот факт можно уточнить через кадастровую палату. Если же информация отсутствует, то межевание обязательно, проводиться оно будет за счет собственника.

Во время проведения межевания геодезист должен удостовериться, что данные верны и совпадают, после чего он сможет переходить к следующему этапу процедуры.

Работы ведутся достаточно долго, так как межевание подразумевает под собой целый комплекс мероприятий, нацеленных на создание полного плана участка. Без полученного межевого дела нельзя будет проводить процедуру деления, продажи, покупки, дарения и так далее.

Этапы процедуры межевания:

  1. Обращение к геодезистам, которые назначают плату за услугу, после чего подписывается договор.
  2. Когда работы были проведены и границы определены, начинается оформление плана будущего участка. Для этого потребуется отправиться в кадастровую палату со всеми документами, позволяющими провести процедуру регистрации. В это же время с учета будет снят исходный участок.
  3. Каждая из новообразованных территорий получает индивидуальный кадастровый номер, который заносится в одноименный паспорт недвижимости. Паспорт будет содержать в себе информацию обо всех характеристиках участка, включая адрес.
  4. Для завершения процесса регистрации понадобится оплатить государственную пошлину в размере 350 рублей. После этого подаются документы в Росреестр или МФЦ для получения полного пакета прав на созданный участок.

Не учитывая процедуры межевания, срок оформления займет не более десяти дней. Решение об установлении прав принимается в течение пяти дней.

Образец оформленного нотариально согласия

Необходимые документы

Так как процедура оформления разделяется на два этапа (обращение к инженеру и в Росреестр), то определяются два пакета документов:

Форма межевого плана:

Схема раздела земельного участка

Она может создаваться в бумажном или электронном виде. Перед составлением схема потребуется провести некоторые подготовительные действия, которые основываются на требованиях федерального органа исполнительной власти, который занимается кадастром недвижимости. Требования к подготовке схемы, которая будет составляться в электронном виде, можно найти в ФЗ №762.

Подготовка схемы заключается в учете факторов:

  • правила землепользования;
  • правила застройки;
  • соответствие документам территориального планирования;
  • проекты планировки;
  • положения о работе с особо охраняемыми территориями;
  • есть ли на участке зоны, к которым требуется особенные условия использования;
  • красные линии;
  • территории общего пользования;
  • границы;
  • завершенные и незавершенные объекты.

Всеми этими работами будет заниматься геодезист, с которыми заключен договор на оказание полного спектра услуг для межевания.

Схема разделения участка содержит в себе следующие сведения:

  • площадь проектируемых участков;
  • границы проектируемых участков;
  • план дома, если таковой имеется;
  • план других объектов, в том числе и недостроенных;
  • количество создаваемых наделов;
  • сведения об утверждении схемы раздела земельного участка, которые могут быть взяты из соглашений, приказов и других документов, имеющих юридическую власть.

Куда обращаться за утверждением

Для того чтобы утвердить схему раздела земельного участка понадобится обратиться в орган местного самоуправления. Подтверждение должно быть передано в отношении каждой новообразованной территории. Утверждение потребуется при необходимости выбора участка для начала строительства, что регулируется статьей №31 ЗК РФ.

Само законодательство не обозначает никаких регулирующих актов, которые бы позволили определить порядок согласования границ и утверждения схемы раздела. В обязанности органов местного самоуправления входит только необходимость информирования заинтересованных граждан в том, что участок будет подвергаться делению, согласно составленному плану.

Утверждение и выдача схемы измененных границ участков регулируется статьями №34 и 36 ЗК РФ, согласно которым этим должны заниматься местные власти.

Подготовка схемы также не регулируется никакими нормативными актами, хотя существуют обязательства к наличию определенной информации. Обо всех нюансах геодезисты знают, поэтому составляют схему образования новых участков с приложением максимально исчерпывающей информации.

Когда может понадобиться независимая экспертиза

Экспертиза земельного участка – это часть кадастровой процедуры, которая может потребоваться при проведении операций с некоторыми территориями. Экспертиза не является самостоятельной процедурой, проводится в рамках стандартного исследования земли.

Инициатором может являться любое лицо (частное или юридическое) в любом порядке (через суд или без его решения). Итогом проведения процедуры является заключение эксперта, основанное на полученных сведениях.

Несмотря на то, что процедура не заключает в себе никаких сложностей, на практике оформление оказывается куда сложнее и дольше. Поэтому для проведения экспертизы стоит привлекать только квалифицированных специалистов с достаточным опытом, что понадобится для выполнения множества нюансов работы. Самой сложной частью являются правоотношения между сторонами (супруги, коллеги, родственники и так далее).

Проводить экспертизу придется в процессе создания нового участка, то есть в следующих случаях:

  • требуется оформить права собственности сразу для нескольких граждан;
  • когда требуется выделить один или несколько участков из другой территории;
  • при продаже земли, когда потребуется разделение на доли.

Экспертиза будет проводиться для объектов:

  • специального назначения;
  • сельскохозяйственного назначения;
  • особо охраняемых земель и земель запаса;
  • земель лесного и водного фонда;
  • которые располагаются в населенных пунктах.

Экспертиза проводится для определения настоящей площади, раздела объектов и зданий, которые располагаются на территории. После того как процедура разъединения заканчивается, образовываются новые участки.

Федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее — Учреждение) получены письма Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 08.05.2014 N 14-06006/14 и от 20.06.2014 N 14-08444/[email protected] (далее — Письма), содержащие разъяснения положений статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ), в том числе по вопросу раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Пунктом 1 статьи 11.4 ЗК РФ установлено, что при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 данной статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

В соответствии с пунктом 4 статьи 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, могут быть образованы один или несколько земельных участков, предназначенных для ведения гражданином садоводства, огородничества или дачного строительства либо относящихся к имуществу общего пользования. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок)

В соответствии с пунктом 6 статьи 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.

Согласно позиции, изложенной в Письмах, при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы одновременно сразу все земельные участки, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, либо могут быть образованы один или несколько земельных участков, при этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.

То есть способ образования земельного участка может быть выбран заинтересованным лицом.

Позиция Учреждения по данному вопросу следующая: если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности либо предоставлен садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, раздел такого земельного участка должен осуществляться только путем раздела с сохранением данного земельного участка в измененных границах.

Учреждение исходит из того, что в образовании земельных участков путем раздела земельных участков, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 ЗК РФ, то есть предоставленных садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан или находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее — Исходные земельные участки), могут быть заинтересованы различные лица, которые могут формировать земельные участки как вместе, так и по отдельности (например, члены садоводческого товарищества, которые хотят оформить свои права на используемые садовые земельные участки). По этой причине разделить Исходный земельный участок сразу на необходимое количество земельных участков сложно. Кроме того, в садоводческом товариществе в любом случае часть территории будет использоваться как земли общего пользования (улицы, проходы, проезды, участок под зданием правления садоводческого товарищества и т.п.).

Если одним из заинтересованных лиц (либо группой, состоящей из нескольких заинтересованных лиц) необходимый ему земельный участок будет образован путем раздела без сохранения Исходного земельного участка в измененных границах, произойдет следующее.

На государственный кадастровый учет будут поставлены два (или более) земельных участка, одним из которых будет земельный участок, представляющий собой оставшуюся часть Исходного земельного участка (далее — Оставшийся земельный участок).

В соответствии с частью 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре) внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о таких земельных участках будут носить временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости.

С учетом пункта 53 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 (далее — Порядок ведения ГКН), с момента государственной регистрации права на образованный земельный участок «временный» статус сведений государственного кадастра недвижимости о таком земельном участке изменится на «учтенный», а статус сведений государственного кадастра недвижимости об Исходном земельном участке — на «архивный».

В указанном случае до государственной регистрации права на образованные земельные участки иные заинтересованные лица не смогут поставить на кадастровый учет необходимые им земельные участки, поскольку по данным государственного кадастра недвижимости границы таких земельных участков будут пересекать границы Оставшегося земельного участка, что является основанием для приостановления осуществления кадастрового учета в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 26 Закона о кадастре.

Если Оставшийся земельный участок будет указан в качестве преобразуемого (исходного для земельного участка, необходимого иным заинтересованным лицам), то орган кадастрового учета примет решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, поскольку если объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образован из объекта недвижимости, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о котором носят временный характер, то это является основанием для отказа в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 27 Закона о кадастре.

Учреждение обращает внимание, что законодательно срок, в течение которого заинтересованное лицо должно зарегистрировать права на образованный путем раздела и поставленный на кадастровый учет объект недвижимости, не ограничен. Единственное ограничение такого срока содержится в части 4 статьи 24 Закона о кадастре, согласно которой, если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости, и, следовательно, такой объект недвижимости не может быть объектом государственной регистрации прав.

В соответствии с пунктом 4 статьи 22.2 Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав осуществляется одновременно в отношении всех земельных участков, образуемых при разделе, перераспределении земельных участков. При этом положения данного пункта не применяются при государственной регистрации прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении земельных участков или выделе из земельных участков, предоставленных садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, а также на земельные участки, образуемые при разделе земельного участка в случае сохранения в измененных границах земельного участка, раздел которого осуществлен.

Таким образом, может возникнуть ситуация, когда государственная регистрация прав на Оставшийся земельный участок не будет осуществлена, и иные заинтересованные лица не смогут поставить на кадастровый учет необходимые им земельные участки, поскольку орган кадастрового учета будет иметь основания для приостановления осуществления кадастрового учета в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 26 Закона о кадастре или для отказа в осуществлении кадастрового учета в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 27 Закона о кадастре (до момента, пока сведения о данном Оставшемся земельном участке не будут аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости).

В соответствии с пунктом 53 Порядка ведения ГКН в отношении преобразуемых объектов недвижимости «учтенный» либо «ранее учтенный» статус кадастровых сведений в предусмотренных законом случаях изменяется на «архивный» без заявления при государственной регистрации прав на образованные из таких объектов недвижимости иные объекты недвижимости.

Поскольку в действующей редакции пункта 53 Порядка ведения ГКН отсутствует указание на то, что статус кадастровых сведений в предусмотренных законом случаях должен меняться после государственной регистрации прав на все образованные объекты недвижимости, то сведениям государственного кадастра недвижимости об Исходном земельном участке будет присвоен статус «архивный», даже после регистрации права на один из образуемых путем его раздела земельных участков.

Если по каким-то причинам права на Оставшийся земельный участок не будут зарегистрированы в течение пяти лет со дня постановки его на учет, то сведения государственного кадастра недвижимости об Оставшемся земельном участке будут аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости. То есть в государственном кадастре недвижимости будут отсутствовать сведения как об Исходном, так и об Оставшемся земельных участках (например, сведения о земельном участке, предоставленном садоводческому товариществу).

Учреждение полагает, что необходимо учитывать также следующие моменты:

с заявлением о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости в соответствии со статьей 20 Закона о кадастре может обратиться любое лицо, в том числе не имеющее необходимых документов для государственной регистрации права на такой образованный земельный участок;

даже при своевременной регистрации права на образованные земельные участки (в том числе Оставшийся земельный участок) у иных заинтересованных лиц будут возникать сложности при подготовке необходимых для кадастрового учета документов, поскольку в межевом плане, предоставляемом в орган кадастрового учета, необходимо будет указать кадастровый номер Оставшегося земельного участка, а при подаче заявления о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости быть уверенным в «учтенном» статусе сведений государственного кадастра недвижимости об Оставшемся земельном участке, а также что ранее не было подано иное заявление о постановке на кадастровый учет земельных участков, образуемых путем раздела Оставшегося земельного участка.

Учреждение обращает внимание, что даже если одно из заинтересованных лиц решит применить процедуру раздела, при которой Исходный земельный участок прекращает свое существование, то у иных заинтересованных лиц возникают проблемы при реализации их права на регистрацию права собственности на земельный участок (например, на используемый членом садоводческого товарищества садовый земельный участок).

С учетом изложенного, по мнению Учреждения, в случаях, предусмотренных пунктами 4 и 6 статьи 11.4 ЗК РФ, раздел земельного участка должен осуществляться только с сохранением исходного земельного участка в измененных границах.

Учреждение просит пересмотреть изложенную в Письмах позицию Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии о возможности выбора заинтересованным лицом способа раздела земельных участков, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 ЗК РФ.

Директор
А.В.Голиков

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
Нормирование в строительстве и ЖКХ,
N 5, 2020 год

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: