Правила проведения перерасчета квартплаты за время отсутствия

С проблемой неправильного начисления ЖКХ приходилось сталкиваться большинству потребителей. Отечественное законодательство позволяет каждому, кто не согласен с суммой, прописанной в платежке, подать заявление на перерасчет ЖКХ.

Что это такое?

Под перерасчетом понимают повторно произведенный расчет подлежащей уплате за потребленные коммунальные услуги суммы.

В случае выявления каких-либо ошибок или накладок управляющая компания или непосредственно поставщик услуг обязаны компенсировать имеющую место переплату.

В каких случаях производится?

Чтобы выяснить, перерасчет коммунальных услуг в каких случаях производится, необходимо обратиться к правительственному постановлению №354, в котором прописаны возможные основания:

  1. Отсутствие жильцов в квартире/доме в течение длительного времени (таковым считается пять и более дней). В случае проживания в квартире нескольких человек перерасчет будет выполняться при написании заявлений каждым из них.
  2. Некачественно предоставленные услуги. Для этого должны быть приведены веские доказательства, в частности, осуществленные специалистами замеры (силы напора воды, температуры, силы тока и т.д.).
  3. Полное отсутствие услуг. Законодательством установлены нормативы времени, в течение которого услуги могут быть отключены. Если на практике эти сроки не соблюдены, то потребитель имеет право обратиться за перерасчетом.

Законодательная база

Ключевым нормативным актом, на основании которого в 2020 году может производиться перерасчет квартплаты за потребленные коммунальные услуги, является правительственное Постановление №354.

Оно было принято 6 мая 2020 года, а в 2020 году в него были внесены очередные изменения. В данном постановлении четко прописаны все возможные основания для перерасчета, правила и особенности данной процедуры.

Перерасчет ЖКХ

Жильцы, отсутствующие в квартире/доме на протяжении периода, превышающего пять дней, могут написать заявление с просьбой пересчитать ЖКХ, однако сделать это можно лишь в том случае, если в помещении не установлены счетчики.

В противном случае подлежащие уплате суммы будут определяться в соответствии с показаниями учетных приборов.

В перечень услуг, которые могут быть пересчитаны по стандартной схеме, не входит вывоз мусора, а также эксплуатация лифта. Перед отъездом из жилья целесообразно заблаговременно известить об этом УК, а также представить соответствующие документы (например, билеты, бронь гостиницы).

Оплате в полном объеме, независимо от того, присутствовали жильцы в доме или нет, подлежат услуги отопления помещения и его содержания в надлежащем состоянии.

По счетчикам

Если помещение оборудовано приборами учета, произвести перерасчет можно будет в следующих случаях:

  • При несовпадении предоставленных потребителем показаний с теми, которые были зафиксированы в результате поведения проверки приборов представителями предприятия, осуществляющего поставку услуг. В результате платеж за ЖКХ может быть как увеличен, так и уменьшен.
  • Ппри подключении к сети с нарушением существующих правил. При этом перерасчет, предусматривающий доплату со стороны потребителя, осуществляется на основе акта, составленного комиссией организации, выполнявшей проверку. Доначисление производится в соответствии с пропускной способностью труб. При невозможности определить, с какого времени имеет место неправильное подключение, дополнительная плата начисляется за три предшествующих месяца.
  • При фиксации факта вмешательства в функционирование учетных приборов (например, при повреждении пломб). Пересчет выполняют со времени монтажа пломб и устройств, которые дают возможность определить наличия постороннего вмешательства в работу счетчиков. Однако срок, за который производится доначисление, не может составлять более трех месяцев, предшествующих моменту фиксации нарушения.
  • В случае наличия длительных перерывов в поставке услуг, превышающих допустимые нормативы, а также при предоставлении услуг, качество которых не отвечает необходимых требованиям (например, при чересчур низкой температуре горячей воды). Потребитель также имеет право на получение компенсации за подобные нарушения.

Инициировать перерасчет по счетчикам воды или газа может как непосредственно потребитель услуг, так и наделенные полномочиями на проверку представители поставщиков определенных ресурсов.

Некачественное предоставление услуг

Получить подтверждение некачественности предоставляемых услуг можно исключительно после проведения экспертами соответствующих замеров.

В частности, оценка качества холодной воды определяется по силе напора, химическому составу, внешнему виду, показателям жесткости, горячей – по температуре, которая. В соответствии с нормативами, должна находиться в границах 60-75 градусов.

При определении качества подачи электроэнергии обращают внимание на силу тока и напряжение.

Оценка отопления производится с учетом давления в системе, а также температуры в помещении, которая должна соответствовать установленным нормативам.

Куда обратиться?

Подача заявления может осуществляться как в управляющую компанию, так и прямо в организацию, которая отвечает за предоставление ЖКУ. Чтобы узнать реквизиты, по которым можно обратиться, достаточно изучить квитанцию на оплату, там указываются все необходимые данные.

Если имеет место некачественное предоставление услуг, то допускается обращение в Жилинспекцию, а также Роспотребнадзор.

Какие документы нужны?

Перечень документов, которые должны сопровождать образец заявления, зависит от того, каким является основание для пересчета, так как их главная цель – представить доказательства этого основания.

Так, при длительном отсутствии следует приложить справку о временной регистрации в другом населенном пункте, справку от работодателя об отправке в командировку, квитанции об оплате проживания в отеле и т.п.

При желании подтвердить низкое качество предоставляемых услуг основным документом будет выступать заключение экспертов.

Подача заявления в УК

Нормативными актами не установлен какой-то четкий формат заявления на перерасчет, поэтому писать его можно в свободной форме, не забывая при этом придерживаться общих правил, предъявляемых к оформлению деловой документации.

Образец заявления в ЖКХ на перерасчет коммунальных услуг здесь.

Подача заявления может осуществляться путем личного визита или письмом заказного типа с уведомлением.

Личная подача предусматривает необходимость создания двух экземпляров заявления, один из которых отдается уполномоченному сотруднику организации, а на втором проставляется регистрационный номер, а также подпись с печатью.

Сроки рассмотрения обращения

Поставщик услуг или УК на протяжении 10-дневного периода с момента получения заявления должны в письменной форме дать ответ заявителю.

В том случае, если имеет место жалоба на качество услуг, она регистрируется в журнале фактов, после чего проверяется уполномоченными лицами, а затем уже гражданин получает ответ.

На видео о проведении перерасчета

Летний период является для большинства граждан отпускным. В связи с этим в адрес Управления Роспотребнадзора по КЧР стали обращаться граждане, за разъяснениями, касающимися перерасчета при временном отсутствии в жилом помещении. Управление Роспотребнадзора по КЧР разъясняет следующее.

К сожалению, немногие из нас реально используют возможность сократить свои расходы за счет различных перерасчетов коммунальных платежей в период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении. Однако вернуть деньги за коммунальные услуги, которыми вы не пользовались, не так сложно. Следует заметить, что перерасчету подлежат только такие услуги, как водоснабжение (горячее и холодное), водоотведение, газо- и электроснабжение. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищных фондов, включает плату за:

— пользование жилым помещением (плата за наем)

— содержание и ремонт жилого помещения, в том числе за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда

— коммунальные услуги.

Плата за жилое помещениеи коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает:

-плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме

— коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги, в свою очередь, включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электро- и газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Временное отсутствие жильца в квартире никак не отражается на плате за отопление, содержание и ремонт жилого помещения, плате за наем, поэтому оплачивать данные услуги придется полностью.

Важно заметить, что перерасчет не полагается, если в жилом помещении есть индивидуальные приборы учета воды, газа и света такое правило объясняется просто: если в квартире никто не живет, вода, свет и газ не расходуются, соответственно, счетчик будет стоять.

Если же в квартире счетчики не установлены, то коммунальные услуги отпускаются по нормативам потребления. Согласно пункту 58 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия с места его постоянного жительства и день прибытия на это место.

Перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней на основании письменного заявления потребителя, поданного не позднее чем через месяц после окончания периода его временного отсутствия. Результаты перерасчета размера платы будут указаны в платежном документе.

К заявлению необходимо приложить документы, которые подтвердят продолжительность периода временного отсутствия потребителя и (или) проживающих совместно с ним лиц по месту постоянного жительства. Такими документами могут быть:

а) копия командировочного удостоверения или справка о командировке, заверенные по месту работы

б) справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении

в) проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в данных документах в соответствии с правилами их оформления), или их копии

г) счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их копии

д) справка органа внутренних дел о временной регистрации потребителя по месту его временного пребывания

е) справка организации, осуществляющей охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал

ж) иные документы, подтверждающие временное отсутствие потребителя.

На практике к указанным документам предъявляются определенные требования. Так, справки от организаций должны быть с четкой печатью и всеми реквизитами выдавшими их организациями. В случае предоставления потребителем копий документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя и (или) проживающих лиц по месту жительства, одновременно должны быть предъявлены оригиналы документов.

Если расчет размера оплаты за коммунальные услуги производит РКЦ, то сотрудник РКЦ на основании оригинала удостоверяет подлинность копии, ставит пояснительную надпись копия верна, свою подпись, ее расшифровку, число и круглую печать РКЦ. Таким образом, список документов является открытым.

Для проверки достоверности представленной информации управляющая компания вправе снимать копии документов и проверять подлинность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в выдавшие их организации.

Отдельно рассмотрим вопрос о перерасчете коммунальных платежей для дачников. Первоначально в письме Министерства регионального развития РФ от 05.08.2008 N 19197-АД/14 было дано разъяснение о порядке перерасчета платы за коммунальные услуги, малоутешительное для значительной части владельцев загородной недвижимости: справка, выданная председателем садоводческого кооператива, не является документом, подтверждающим временное отсутствие лица в жилом помещении, и не может служить основанием для перерасчета платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителя. Однако в ходе проверки соблюдения прав граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства в деятельности Министерства регионального развития РФ, Генеральная прокуратура установила, что в указанном письме был необоснованно ограничен перечень документов, подтверждающих факт длительного отсутствия граждан, что повлекло многочисленные нарушения прав граждан, временно проживающих в садоводческих, огороднических и дачных объединениях, на перерасчет оплаты за коммунальные услуги.

По результатам проверки в адрес Министра регионального развития Российской Федерации было направлено представление об устранении нарушений законодательства, регламентирующего оплату коммунальных услуг.

Спорная ситуация разрешилась изданием Министерством регионального развития в мае 2020 года нового письма, согласно которому справки, выданные органами управления садоводческих некоммерческих организаций, могут приниматься исполнителями в качестве основания для перерасчета платы за отдельные виды коммунальных услуг.

В связи с тем, что справки, выданные органами управления садоводческих некоммерческих организаций, устанавливают юридические факты, являющиеся основанием для возникновения права на перерасчет платы за коммунальные услуги, указанные справки должны содержать сведения, однозначно свидетельствующие о факте и сроке нахождения гражданина на территории садоводческой некоммерческой организации.

При этом должна быть обеспечена возможность проверки исполнителем коммунальных услуг имеющих место фактов. Теперь дачники, отсутствующие в городских квартирах более пяти дней, смогут законно получать свой вычет.

Хотелось бы отметить, что существуют также и иные основания и порядок проведений перерасчета оплаты за коммунальные услуги.

Так, согласно п. 60 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307) при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную приложением N 1 к настоящим Правилам продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению в соответствии с указанным приложением. П. 61 указанных Правил устанавливает, что при перерывах в предоставлении коммунальной услуги, превышающих установленную продолжительность, а также при проведении 1 раз в год профилактических работ плата за коммунальные услуги при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета снижается на размер стоимости непредоставленных коммунальных услуг.

При этом объем (количество) непредоставленного коммунального ресурса рассчитывается исходя из норматива потребления коммунальной услуги, количества потребителей (для водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения) или общей площади жилых помещений (для отопления), а также времени непредставления коммунальной услуги (п. 62 указанных Правил).

Таким образом, можно выделить заявительный порядок и установленный нормативно-правовым актом порядок перерасчета (перерасчет в связи с ежегодными профилактическими работами производится вне зависимости от обращения потребителя), а также следующие основания перерасчета:

— временное отсутствие потребителя

— предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами

— профилактические работы.

Основание перерасчета влияет на перечень видов коммунальных услуг, оплата за которые подлежит перерасчету. Так, в отличие от перерасчета в связи с временным отсутствием потребителей при перерывах в предоставлении коммунальных услуг производится перерасчет оплаты и за отопление.

Таким образом, на коммунальных платежах можно и нужно экономить, главное — уметь правильно это делать.

Основания, по которым исполнитель коммунальных услуг делает перерасчёт платы за период временного отсутствия потребителя в занимаемом помещении, изложены в разд. VIII ПП РФ № 354. Их попытался оспорить в Верховной суде РФ собственник доли в квартире, где нет приборов учета. Рассказываем о судебном решении.

Условия перерасчёта при временном отсутствии изложены в ПП РФ № 354

Обязанность оплачивать жилищные и коммунальные услуги возникает с момента регистрации права собственности на помещение или его долю (п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ). Расчёт платы за коммунальные услуги производится согласно показаниям установленных приборов учёта, а если их нет – исходя из нормативов потребления ресурсов, утверждённых органами государственной власти субъектов РФ (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ).

Порядок перерасчёта платы за КУ при временном отсутствии потребителя в помещении определён в разд. VIII ПП РФ № 354. Если в помещении установлены индивидуальные приборы учёта, то за время отсутствия проживающих перерасчёт платы за ЖКУ не делается. Потребление ресурсов фиксируется показаниями ИПУ.

Если квартира не оснащена счётчиками, то при непроживании в ней потребителей более пяти полных дней собственник имеет право обратиться к исполнителю КУ за перерасчётом платы (п. 86 ПП РФ № 354). При этом важным условием является отсутствие технической возможности установки в квартире ИПУ, подтверждённой соответствующим актом обследования.

Перерасчёт делается в течение пяти рабочих дней после получения заявления от потребителя и подтверждающих период временного отсутствия документов. Подаётся такое заявление до отъезда или не позднее 30 дней после окончания периода непроживания. К заявлению должна прилагаться копия акта обследования о невозможности установки ИПУ (п.п. 91, 92 ПП РФ № 354).

Такое обследование проводится в соответствии с приказом Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 № 627. Если невозможность установки счётчиков не подтверждена или ИПУ вышел из строя, перерасчёт платы за соответствующие КУ при временном отсутствии проживающих не производится (п. 86 ПП РФ № 354).

Перерасчёт платы за коммунальные услуги

Собственник посчитал условия для перерасчёта противоречащими ЖК РФ

С подходом к перерасчёту платы за КУ за время отсутствия, изложенном в ПП РФ № 354, не согласился владелец доли в квартире в многоквартирном доме. В жилом помещении не установлены приборы учёта коммунальных ресурсов, так как об этом не смогли договориться все собственники квартиры. Расчёт платы производится исходя из нормативов потребления.

Поскольку владелец доли не проживает в помещении почти год, он обратился в управляющую организацию с просьбой сделать перерасчёт платы за КУ из-за временного отсутствия. УО отказала собственнику в перерасчёте, сославшись на п. 86 ПП РФ № 354: у заявителя не было акта, подтверждающего невозможность установки в квартире ИПУ.

Собственник посчитал, что перечень оснований для перерасчёта при временном отсутствии, приведённый в ПП РФ № 354, неполный, и обратился в Верховный суд РФ с просьбой признать частично недействующими п. 86, первый абзац п. 91 второй абзац п. 92 ПП РФ № 354.

Истец посчитал противоречащими ч. ч. 1,3 ст. 1 ЖК РФ следующие требования ПП РФ № 354:

  • перерасчёт платы при временном отсутствии делается только в отсутствие технической возможности установки ИПУ;
  • сроки подачи заявления на перерасчёт при временном отсутствии ограничены 30 днями после окончания периода отсутствия;
  • к заявлению о перерасчёте должен быть приложен акт обследования на предмет отсутствия возможности установить ИПУ.

Истец утверждал, что данные пункты ПП РФ № 354 нарушают его права и устанавливают принципы неравенства потребителей, что противоречит ст. 1 ЖК РФ. Ведь получить перерасчёт платы за КУ в период временного отсутствия вправе только потребители с актом о невозможности установить ИПУ.

Когда можно ограничивать коммунальные услуги

Условия для перерасчёта за период отсутствия способствуют энергосбережению

Верховный Суд РФ, проанализировав указанные пункты ПП РФ № 354 и доводы истца, не согласился с ним. В решении судья подчеркнул, что неиспользование помещения собственником не является основанием невнесения платы за ЖКУ (ч. 11 ст. 155 ЖК РФ).

Верховный Суд РФ не нашёл подтверждения доводам истца, что условие предоставления акта о невозможности установки счётчика противоречит принципам равенства и создаёт преимущества одних потребителей над другими (ч. 1 ст. 1 ЖК РФ).

Такое условие, наоборот, способствует исполнению требованийФедерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности». Указанный Федеральный закон установил, что потребляемые энергетические ресурсы подлежат учёту с использованием ИПУ (ст. 13 № 261-ФЗ).

Подтверждение невозможности установить ИПУ направлено на то, чтобы потребители переходили на оплату коммунальных услуг исходя из показаний приборов учета. Это способствует эффективному и рациональному использованию ресурсов. Поэтому собственник, при наличии технической возможности не установивший счётчики, не может ссылаться на их отсутствие, чтобы не оплачивать ЖКУ.

Довод истца о том, что счётчики не установлены из-за отсутствия согласия между собственниками долей в квартире, суд также не принял во внимание. Вп. 1 ст. 247 ГК РФ прописана процедура разрешения споров между владельцами долевой собственности. Пользование долевым имуществом происходит по соглашению собственников долей, а если согласия достичь не удаётся – в судебном порядке.

Поэтому неустановка ИПУ из-за разногласий участников долевой собственности не может служить основанием для перерасчёта платы в период временного отсутствия потребителя в занимаемом помещении. Верховный Суд РФ отказал истцув удовлетворении иска, подтвердив правомерность отказа управляющей организации в перерасчёте.

Временно проживающие и временно отсутствующие пользователи

УО обязана сделать перерасчёт при соблюдении потребителем норм ПП РФ № 354

Верховный Суд РФ подтвердил правомерность применения управляющими организациями и ТСЖ п. 86 ПП РФ № 354, если к ним с заявлением обратился потребитель с требованием сделать перерасчёт за период его отсутствия.

Наличие акта обследования квартиры, который подтверждает невозможность установить приборы учёта, по-прежнему остаётся ключевым условием для произведения перерасчёта за время непроживания заявителя в квартире.

Важно соблюдение заявителем условия о сроках подачи документов: перед отъездом или в течение 30 дней после возвращения в квартиру (п. 91 ПП РФ № 354). Законность данной нормы также подтвердил ВС РФ.

Если требования раздела VIII ПП РФ № 354 соблюдены, то УО или ТСЖ не имеют права отказать потребителю в перерасчёте, который необходимо сделать в течение пяти рабочих дней со дня подачи заявления.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: