Общие правила регистрации граждан по месту жительства

В соответствии с
Конституцией Российской Федерации и
международными актами о правах человека
каждый гражданин Российской Федерации
имеет право на свободу передвижения.

Ограничение права
граждан Российской Федерации на свободу
передвижения, выбор места пребывания
и жительства в пределах Российской
Федерации допускается только на основании
федерального закона.

Лица, не являющиеся
гражданами Российской Федерации и
законно находящиеся на ее территории,
имеют право на свободу передвижения,
выбор места пребывания и жительства в
пределах Российской Федерации в
соответствии с Конституцией Российской
Федерации. В целях реализации положений
Конституции Российской Федерации с 1
октября 2020 года введен в действие Закон
Российской Федерации «О праве граждан
Российской Федерации на свободу
передвижения, выбор места пребывания
и жительства в пределах Российской
Федерации» от 25 июня 2020 года № 5242-1
.

Данным законом был
отменен существовавший до этого
разрешительный институт прописки.
Вместо нее была введена уведомительная
регистрация граждан по месту их жительства
либо по месту пребывания.

Место жительства-
это жилой дом, квартира, служебное жилое
помещение, специализированные дома
(общежитие, гостиница-приют, дом
маневренного фонда, специальный дом
для одиноких престарелых, дом-интернат
для инвалидов, ветеранов и другие), а
также иное жилое помещение, в котором
гражданин постоянно или преимущественно
проживает в качестве собственника, по
договору найма (поднайма), договору
аренды либо на иных основаниях,
предусмотренных законодательством
Российской Федерации.  

Место пребывания-
это гостиница, санаторий, дом отдыха,
пансионат, кемпинг, туристская база,
больница, другое подобное учреждение,
а также жилое помещение, не являющееся
местом жительства гражданина, и в котором
он проживает временно.

Граждане Российской
Федерации обязаны регистрироваться по
месту пребывания и по месту жительства
в пределах Российской Федерации. В то
же время регистрация или отсутствие
таковой не могут служить основанием
ограничения или условием реализации
прав и свобод граждан, предусмотренных
Конституцией Российской Федерации,
законами Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации (например, право
на работу, учебу и т. д.).

Право граждан
Российской Федерации на свободу
передвижения, выбор места пребывания
и жительства в пределах Российской
Федерации в соответствии с законами
Российской Федерации может быть
огра­ничено:

• в пограничной
полосе;  

• в закрытых военных
городках;

• в закрытых
административно-территориальных
образованиях;

• в зонах
экологического бедствия;

• на отдельных
территориях и в населенных пунктах, где
в случае опасности распространения
инфекционных и массовых неинфекционных
заболеваний и отравлений людей введены
особые условия и режимы проживания
населения и хозяйственной деятельности;
 

• на территориях,
где введено чрезвычайное или военное
положение.

Действия или
бездействие государственных или иных
органов, предприятий, учреждений,
организаций, должностных лиц и иных
юридических и физических лиц, затрагивающие
право граждан Российской Федерации на
свободу передвижения, выбор места
пребывания и жительства в пределах
Российской Федерации, могут быть
обжалованы гражданами в вышестоящий в
порядке подчиненности орган, вышестоящему
должностному лицу либо непосредственно
в суд.

Правила регистрации
и снятия граждан Российской Федерации
с регистрационного учета по месту
пребывания и по месту жительства в
пределах Российской Федерации, а также
перечень должностных лиц, ответственных
за регистрацию, утверждаются Постановлением
Правительства Российской Федерации.  

В настоящее время
действует Постановление Правительства
РФ от 17 июля 2020 года № 713 (в ред. от 16 марта 2020 года).

В городах, поселках,
сельских населенных пунктах, закрытых
военных городках, а также в населенных
пунктах, расположенных в пограничной
полосе, или закрытых административно-территориальных
образованиях, в которых имеются органы
внутренних дел, органами регистрационного
учета граждан Российской Федерации по
месту пребывания и по месту жительства
в пределах Российской Федерации являются
органы внутренних дел, а в остальных
населенных пунктах — местная администрация.

Регистрация
гражданина Российской Федерации по
месту пребывания производится без
снятия с регистрационного учета по
месту его жительства.

Регистрация и
снятие гражданина Российской Федерации
с регистрационного учета по месту
пребывания в гостинице, санатории, доме
отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской
базе, в больнице, другом подобном
учреждении производятся по его прибытии
и выбытии администрацией соответствующего
учреждения.

В иных случаях
регистрация и снятие гражданина с
регистрационного учета по месту
пребывания осуществляются органом
регистрационного учета в соответствии
с правилами, утвержденными Правительством
Российской Федерации.

Граждане, прибывшие
для временного проживания в жилых
помещениях, не являющихся их местом
жительства, на срок свыше 10 дней, обязаны
в трехдневный срок со дня прибытия
(исключая выходные и праздничные дни)
обратиться к должностным лицам для
регистрации и предъявить:

• документ,
удостоверяющий их личность;

• заявление
установленной формы о регистрации по
месту пребывания;

• документ,
являющийся основанием для временного
проживания гражданина в указанном жилом
помещении (договоры найма (поднайма),
социального найма, аренды (субаренды)
жилого помещения или заяв­ление лица,
предоставляющего жилищное помещение
гражданину.  

Органы регистрационного
учета в трехдневный срок со дня поступления
документов регистрируют в установленном
порядке граждан по месту пребывания в
жилых помещениях, не являющихся их
местом жительства, и выдают им свидетельство
о регистрации по месту пребывания.  

Контроль за
соблюдением гражданами Российской
Федерации и должностными лицами правил
регистрации и снятия граждан Российской
Федерации с регистрационного учета по
месту пребывания и по месту жительства
в пределах Российской Федерации
возлагается на органы внутренних дел.
 

За регистрацию
граждан Российской Федерации по месту
жительства в пределах Российской
Федерации взимается государственная
пошлина в размере 1 процента от минимального
размера оплаты труда Российской
Федерации.

Гражданин Российской
Федерации, изменивший место жительства,
обязан не позднее семи дней со дня
прибытия на новое место жительства
обратиться к должностному лицу,
ответственному за регистрацию, с
заявлением по установленной форме.

При этом предъявляются:

• паспорт или иной
заменяющий его документ, удостоверяющий
личность гражданина;

• документ,
являющийся основанием для вселения
гражданина в жилое помещение (ордер,
договор, заявление лица, предоставившего
гражданину жилое помещение, и т. д.).

Орган регистрационного
учета обязан зарегистрировать гражданина
по месту жительства не позднее трех
дней со дня предъявления им всех
необходимых документов для регистрации.

В случаях,
предусмотренных федеральным законом,
гражданину отказывается в регистрации
по месту жительства. Это случаи, если:
 

• дом (жилое
помещение) грозит обвалом;

• размер жилой
площади, приходящейся на одного
проживающего, окажется менее нормы
жилой площади, установленной жилищным
феде­ральным законом, — при заключении
договора найма (поднайма), за исключением
случаев, установленных нормативными
актами (например, несовершеннолетние
дети регистрируются на жилую площадь
родителей независимо от размера жилой
площади);

• в судебном порядке
признано невозможным совместное
проживание лишенного родительских прав
гражданина с детьми, не достигшими
18-летнего возраста;

• ордер на вселение
в жилое помещение, а также сделка,
связанная с установлением или изменением
права владения, пользования и (или)
распоряжения жилым помещением (договоры
найма (поднайма), социального найма,
аренды (субаренды), купли-продажи,
дарения, мены и т. п.), либо иной документ,
удостоверяющий право собственности на
жилое помещение, в установленном порядке
признаны недействительными.  

В регистрации
граждан по месту жительства отказывается
и по другим основаниям, предусмотренным
действующим законодательством (например,
если гражданин самоуправно занял чужое
жилое помещение).

В случае отказа
гражданам в регистрации по месту
жительства органы регистрационного
учета обязаны в трехдневный срок со дня
получения документов письменно уведомить
их о причинах отказа. Отказ органов
регистрационного учета в регистрации
граждан по месту жительства может быть
обжалован ими вышестоящему должностному
лицу, в вышестоящий в порядке подчиненности
орган регистрационного учета или
непосредственно в суд
.

50. Коммунальные и иные платежи в жилищной
сфере.

Одной из обязанностей нанимателя жилого
помещения является внесение платы за
пользование жилым помещением и оплата
коммунальных услуг (водоснабжение, газ,
телефон и т. д.).

Собственник жилого помещения обязан
вносить только плату за предоставляемые
ему коммунальные услуги.  

Если договором не установлено иное,
наниматель и собственник обязаны
самостоятельно вносить коммунальные
платежи.  

Наниматель обязан вносить квартирную
плату ежемесячно не позднее десятого
числа следующего за прожитым месяца.

Плата за коммунальные услуги взимается
помимо квартирной платы по утвержденным
в установленном порядке тарифам.

Ставки и тарифы на жилищно-коммунальные
услуги (кроме тарифов на электрическую
энергию и газ), а также нормативы
потребления жилищно-коммунальных услуг,
утверждаются органами местного
самоуправления Российской Федерации.
 

Оплата жилья и коммунальных услуг по
договору найма устанавливается в
размере, обеспечивающем возмещение
издержек на содержание и ремонт жилья,
а также на коммунальные услуги.

В договоре коммерческого найма размер
платы за жилое помещение устанавливается
по соглашению сторон договора (ст. 682 ГК
РФ). Предельный размер платы в отношении
коммерческого найма законода­тельством
не установлен
.

В настоящее время происходит переход
на новую систему оплаты жилья и
коммунальных услуг, целью которой
является обеспечение к 2020 году уровня
платежей граждан в размере полного
возмещения издержек на содержание и
ремонт жилья, а также на коммунальные
услуги.

Структура платежей населения за жилье
всех форм собственности должна включать:

• первый платеж — за содержание и ремонт
(включая капитальный ремонт) мест общего
пользования в жилых зданиях;  

• второй платеж — за коммунальные услуги;
 

• плата за наем помещения (собственник
жилого помещения должен платить налог
на имущество).

Повышение размера оплаты жилья и
коммунальных услуг должно осуществляться
с одновременным применением мер
социальной защиты граждан в виде
предоставления им компенсаций (субсидий)
на оплату жилья и коммунальных услуг в
пределах социальной нормы площади жилья
и нормативов потребления коммунальных
услуг с учетом прожиточного минимума,
совокупного дохода семьи и действующих
льгот.  

Сбор платежей за коммунальные услуги
и оплата жилья, предоставляемого в наем,
производятся собственником жилья или
организацией, уполномоченной выполнять
эти функции.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: