Как регулирует 44-ФЗ аренду земельного участка

Вопрос

Регулирует ли Федеральный закон №44-ФЗ вопросы по аренде земли? Как проводить такую закупку?

Ответ

Новые правила планирования закупок: что поменяется с 1 октября 2020 года

С 1 октября отменяются планы закупок, поэтому на 2020 год заполнять нужно будет только план-график. Читайте, как начать планирование.

Узнайте про изменения

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ, данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч. 1, 4 и 5 ст. 15 Закона № 44-ФЗ (далее — контракт). Соответственно, об обороте земельных участков речь не идет.

В ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2020 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», указано: «Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения — сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.» Действие Закона № 101-ФЗ не распространяется на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в соответствии с разрешенным использованием которых предусматриваются гаражное строительство, ведение личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом РФ.

В свою очередь, в ч. 1 ст. 27 Земельного кодекса РФ указано: оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. В ч. 3 ст. 279 ГК РФ указано: решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с Земельным кодексом РФ, т.е. «выкуп» земельных участков осуществляется с учетом его требований, особенностей, порядка), но не в рамках Закона № 44-ФЗ.

Таким образом, продажа земельного участка не регламентируется Законом № 44-ФЗ, и соответственно применять Закон № 44-ФЗ при реализации такого участка не нужно.

Нет, положениями Закона № 44-ФЗ не регулируются вопросы по аренде земли.

В свою очередь, отмечаем, что положениями Закона № 44-ФЗ предусмотрены закупки по аренде нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд, а также аренда жилых помещений, находящихся на территории иностранного государства, заказчиками, осуществляющими деятельность на территории иностранного государства.

Журнал

«Госзакупки.ру»

— единственный журнал, на страницах которого практические разъяснения дают не только ведущие эксперты отрасли, но и специалисты ФАС России и Минэкономразвития России.

Подписаться по акции >>

Журнал

«Госзакупки.ру» – это журнал, на страницах которого практические разъяснения дают ведущие эксперты отрасли, а материалы готовятся при участии специалистов ФАС и Минфина. Все статьи журнала – это высшая степень достоверности.

Справочная Система Госзаказ – незаменимый помощник для тысяч заказчиков и поставщиков благодаря грамотным рекомендациям, четким ответам на вопросы и уникальным шаблонам. Онлайн-помощник, удобные сервисы и расчетчики значительно упростят вашу работу.

Ассистент заказчика — онлайн-сервис, который помогает автоматизировать документооборот по планированию закупок. Вы быстро и правильно спланируете закупки, проверите план на предмет ошибок, создадите электронную и печатную форму отчета по закупкам у едпоставщика и загрузите готовые документы в ЕИС.

Как известно земля может находиться в собственности у частных лиц, предприятий или организаций, государства. В большей степени государственной землей распоряжаются муниципальные органы, которым она передается для управления, восполнения нужд населенного пункта и граждан, для размещения на ней важных государственных объектов и т. д.

Выкупить

или взять в

безвозмездное пользование

землю не всегда возможно не только у государства, но и у других собственников. Ситуация, когда на земле, права собственности которой имеет определенное лицо, расположено имущество, принадлежащее другому, нередки.

У собственника объекта, а это может быть не только частный дом или коммерческое здание, но и завод, крупное предприятие, строение любых масштабов, госучреждение остается единственная возможность – взять землю в аренду. Участниками сделки являются арендодатель (поставщик, подрядчик) – государство с одной стороны, заинтересованное лицо (арендатор, заказчик) — с другой.

Соглашение между участниками должно заключаться без применения конкурентных способов, которыми можно определить поставщика, или с применением таких критериев. Поэтому законодатель указывает на договор об аренде земельного участка по 44-ФЗ.

Конечно, речь идет о предприятиях стратегического значения, которые восполняют государственные и муниципальные нужды, именно они нуждаются в том, чтобы арендовать землю.

В федеральном законе рассматривается вопрос контрактной системы, когда приходится закупать товары, услуги или работы, чтобы обеспечить нужды муниципалитета или государства.

Этого же мнения придерживается Минфин и ФАС России, которые указывают на то, что различные предприятия, в том числе и унитарные, чтобы осуществить хозяйственное или оперативное управление должны брать землю в аренду у государства или муниципалитета.

Единственный поставщик (арендодатель участка) − это муниципалитет или государство. Заказчику (арендатору) при заключении сделки на конкурентной основе требуется за 5 дней до момента заключения контракта разместить в единой информационной системе сведение о том, что он будет делать закупку.

Кроме этого заказчик за 1 день уведомляет контрольный орган о том, что состоится заключение контракта, т. е. закупка. К письменному уведомлению он прилагает копию контракта и обоснования для его заключения.

Минэкономразвития в своем Письме №ОГ-Д28-9907 (19.08.16) и федеральный закон №44 (05.04.13) в ст. 1 п. 2 указывают, что закупка услуги по аренде земли должна осуществляться у единственного поставщика, чтобы избежать коррупции и других злоупотреблений. Согласно ст. 93 (пп. 1 пп. 4) такая закупка по аренде участка может осуществляться на сумму не более 100 тыс. руб.

Условия насчёт аукциона и торгов

Согласно ст. 1 Закона искать арендодателей, чтобы заключить контракт, можно также строго по механизму, описанному законодателем.

Для этого заказчик может провести:

  • открытый конкурс;
  • аукцион;
  • запросить котировки;
  • запросить предложения.

Каждую ситуацию можно рассмотреть отдельно:

  • Торги для выбора поставщика. Для проведения открытого конкурса в 2020 году требуется в ЕИС разместить информацию, т. е. сообщить о закупке неограниченному количеству лиц. Когда проводится открытый конкурс, выпускается конкурсная документация, разработать которую может только соответствующая компания. Если кому-то из заявителей на участие непонятны положения документации, он имеет право оформить запрос о разъяснениях. Ответ требуется направить в течение 2 дней.
  • Второй способ для заключения договора аренды – это аукцион. Информация о закупке, которую планирует осуществить заказчик, также предоставляется через ЕИС. Провести аукцион можно, если:
    • есть возможность описать объект (земельный участок), который требуется закупить;
    • предусмотрены критерии для выбора победителя, они могут выражаться в денежной или материальной форме.

    Наиболее популярными сегодня являются аукционы, которые проводятся на электронных площадках, размещенных на специализированных сайтах. Для участия заявителю требуется пройти аккредитацию.

  • Через запрос котировок также может быть определен подрядчик. Информация является общедоступной, но побеждает тот, кто предлагает низкую цену аренды.
  • Запрос предложений практически не отличается от запроса котировок. Но победителем становится не только тот, кто предложит низкую цену, но и лучшие условия для аренды.

Особенности аренды земельного участка по 44-ФЗ

Аренда земельного участка по 44-ФЗ имеет свои особенности, за разъяснениями необходимо обращаться к положениям самого Закона:

  • Согласно ст. 1, ч. 1, п. 3 заключать можно гражданско-правовой договор, предметом которого должна выступать недвижимость. Гражданский кодекс (ст. 130, п. 1) дает определение недвижимости – это строения и земельные участки, их части. Статья 130. Недвижимые и движимые вещи
  • В Земельном кодексе в 4-й главе устанавливаются основания для передачи во владение или собственность государственных, муниципальных участков. В ЗК, ст. 39.1, п. 1 говорится, что земля может быть передана по договору аренды, хотя существуют и другие виды соглашений. 
  • Заключать договор аренды без торгов следует, когда арендатором выступает собственник здания или сооружения, помещения, расположенного на земле, или лицо (исполнитель), которому объект недвижимости предоставлен для хозяйственного ведения или оперативного управления (ЗК, ст. 39.20) с целью восполнения муниципальных, государственных нужд. Статья 39.20. Особенности предоставления земельного участка, на котором расположены здание, сооружение
  • Согласно положениям ФЗ № 135 (26.07.06) «О защите конкуренции» (ст. 17.1, ч. 1−2) заключить договор аренды путем проведения аукциона или конкурса нельзя на имущество, которым следует распоряжаться в соответствии с Земельным кодексом.
  • В ЗК, ст. 39.2 указано, что предоставлять земельные участки могут государственные и муниципальные исполнительные органы, но в пределах своей компетенции, что должно соответствовать положениям ЗК, ст. 9−11.
  • Распоряжаться государственной землей может Россия, субъект РФ, орган местного самоуправления (ЗК, ст. 9−11, п. 2).

Статья 9. Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений

Статья 9.1. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области земельных отношений

Статья 10. Полномочия субъектов Российской Федерации в области земельных отношений

Статья 11. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений

Детали контракта

Закупка товаров, работ или услуг, направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд должна осуществляться на основании законодательства РФ, которое способно регулировать гражданские отношения, в частности:

  • Конституции;
  • Гражданского кодекса;
  • Бюджетного кодекса;
  • федеральных законов.

Все нормы и права, указанные в законодательных актах по данному вопросу, должны находиться в согласии с основным Законом №44.

Нельзя применить положения Закона и заключить контракт на аренду земли в случае, когда:

  • Оказываются услуги международным финансовым организациям, которые созданы на основании международного договора, где одной из сторон является РФ.
  • Происходит закупка услуг для обеспечения лиц, которых охраняет и защищает государство согласно ФЗ №119 (20.08.04) и ФЗ №45 (20.04.95).
  • У государства есть план закупить драгоценные металлы или камни для пополнения Госфонда РФ.
  • Назначается адвокат для участия в гражданском или административном судопроизводстве, когда привлекается данный специалист для оказания юридической помощи гражданам на бесплатной основе.
  • Происходит закупка товаров и услуг (аренда земли) избирательной комиссией (участковой или территориальной, окружной), когда полномочия на нее возложены муниципальным образованием и законодательством РФ.

В соответствии с Законом, ст. 24, ч. 1 подрядчик или исполнитель по выполнению арендных отношений должен быть определен на конкурентной основе, если отношения не заключаются только с единственным поставщиком.

Мнения и замечания от специалистов

У федеральных властей, которые непосредственно распоряжаются государственным имуществом, есть на этот счет свое мнение.

Министерство финансов и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) обозначили свои позиции в отношении положений Закона в связи с постоянными вопросами, которые поступают от заказчиков (арендаторов земли):

  • В соответствие с ЗК, ст. 99.6, п. 2, пп. 9 следует предоставить заказчику землю без торгов. Последний должен иметь право на заключение договора аренды с исполнительным органом, который уполномочен предоставить участок (ФЗ №44, ст. 93, п. 1).
  • Согласно ФЗ №44, ст. 93, ч. 1, п. 6 для заключения договора аренды без торгов на участке должны располагаться строения, которые принадлежат заказчику. Сфера деятельности арендатора – это хозяйственное ведение или административное управление.
  • В других случаях возможна закупка аренды на конкурентной основе.
  • Когда предприятие, в том числе и унитарное, заключает договор на аренду государственной земли, то необходимо руководствоваться только положениями ФЗ №44.

<Письмо> Минфина России N 24-04-01/ВН-28711, ФАС России N РП/43555/17 от 28.06.2017 «О позиции Минфина России и ФАС России по вопросу применения Федерального закона от 5 апреля 2020 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при заключении договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной, муниципальной собственности»

По мнению Минфина России и ФАС России, в связи с тем, что исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления наделены исключительными полномочиями по предоставлению земельных участков, находящихся соответственно в государственной или муниципальной собственности, заказчики (в том числе унитарные предприятия) вправе заключить с указанными органами договор аренды земельного участка, который находится в государственной, муниципальной собственности и на котором расположены здания, сооружения, принадлежащие заказчику на праве собственности, хозяйственного управления, оперативного управления, без применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

В этом случае при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик размещает в единой информационной системе в сфере закупок извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за 5 дней до даты заключения контракта. Кроме того, заказчик обязан уведомить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок о такой закупке. К уведомлению прилагается копия заключенного контракта с обоснованием его заключения.

Перейти в текст документа »

Дата публикации на сайте: 30.06.2017

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: