Алгоритм переоформления постоянного бессрочного пользования земельным участком



В статье рассматриваются последствия неисполненной юридическим лицом обязанности по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в срок до 01.07.2012 года.

Ключевые слова: право постоянного (бессрочного) пользования, обязанность переоформления, ответственность.

The article examines the effects of unfulfilled obligations legal entity to renewal (perpetual) use of land for a period of up to 01.07.2012 year.

Key words: right of permanent (perpetual) use, the obligations of renewal, responsibility.

Земельное законодательство взяло уверенный курс на сокращение применения ограниченных вещных прав на землю и установление двухуровневой системы основных видов титулов: собственность и аренда, причем этот процесс начался не сейчас.

В соответствии с первым абзацем пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее — Вводный закон) юридические лица обязаны были переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного пользования по своему желанию до 1 июля 2020 года в соответствии с правилами, установленными главой V.1 (до 01.03.2015 года — статьей 36) Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ). Для садовых товариществ и гаражных потребительских кооперативов, а так же для граждан, в соответствии с пунктом 2.1 и пунктом 3 статьи 3 Вводного закона, переоформление постоянного (бессрочного) пользования землей сроком не ограничивается.

При этом, срок, установленный законодателем в данной норме несколько раз корректировался: Федеральным законом от 27.12.2005 № 192-ФЗ этот срок с 01 января 2020 года продлен до 01 января 2020 года; Федеральным законом от 24.07.2007 № 212-ФЗ — до 01 января 2020 года; Федеральным законом от 27.12.2009 № 342-ФЗ — до 01 января 2020 года; Федеральным законом от 12.12.2011 № 427-ФЗ — до 01 июля 2020 года.

Согласно пункту 2 статьи 39.9 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно органам государственной власти и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным), казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.

Все остальные юридические лица с установленной Вводным законом даты, то есть с 01 июля 2020 года, могут обладать земельными участками только на праве аренды или собственности с учетом установленных земельным законодательством ограничений оборота земли либо ограничений на предоставление в собственность земельных участков иностранным юридическим лицам. Соответственно, и те юридические лица, которым до введения в действие ЗК РФ земельные участки были предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования, обязаны были до 01 июля 2020 года переоформить это право.

Юридические лица, в пользовании которых находятся земельные участки, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие линейные объекты, могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования такими земельными участками на право их аренды или приобрести такие земельные участки в собственность до 01 января 2020 года.

Таким образом, закон установил обязанность юридических лиц, не поименованных в пункте 2 статьи 39.9 ЗК РФ, до указанных выше дат переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками. Однако, законодатель не определил последствия невыполнения этого требования, кроме штрафных санкций. Уже с 01 января 2020 года за нарушение установленных земельным законодательством сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или приобретения земельных участков в собственность статьей 7.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность. Указанное правонарушение влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 20 до 100 тысяч рублей.

Жизнь непредсказуема и обстоятельства переоформления права иногда складываются не в пользу землепользователя, поэтому возникает естественный вопрос относительно перспектив сохранения данного титула на землю, потому что жизненные ситуации гораздо шире чем те, которые предлагает законодатель.

Что случилось с теми юридическими лицами, которые не успели переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками до 01 июля 2020 года? Смогли ли они выкупить или переоформить в аренду свои земельные участки? Считается ли самозахватом использование земельного участка, право на который не переоформлено до 01 июля 2020 года? Повлечет ли данное обстоятельство принудительное прекращение права на земельный участок и его изъятие? Утрачивается после 01 июля 2020 года земельный участок безвозвратно? Какими правами на земельный участок обладают субъекты, приобретшие объект недвижимости, расположенный на земельном участке, находящемся в не переоформленном постоянном (бессрочном) пользовании прежнего собственника объекта недвижимости?

Традиционно нормы о переоформлении постоянного (бессрочного) пользования путали с пунктом 1 ст. 36 ЗК РФ, в соответствии с которым собственникам объектов недвижимости предоставлено исключительное право приобретения земельных участков под своими зданиями в собственность или в аренду. Даже порядок переоформления был идентичен порядку выкупа земельных участков собственниками зданий. Но все же, лица, имевшие землю на праве постоянного (бессрочного) пользования обладали более широким кругом прав, чем собственники зданий.

Во-первых, они имели право выкупа или получения в аренду земельного участка даже если объекты недвижимости на этой земле отсутствовали или были разрушены. Во-вторых, при оформлении земли собственниками зданий на основании статьи 36 ЗК РФ заявитель мог претендовать только на ту площадь земли, которая занята зданием и необходима для его эксплуатации, и если весь участок для эксплуатации здания не нужен, то и выкупить весь участок у заявителя не получится. Если же этот участок ранее предоставлялся на праве постоянного (бессрочного) пользования, то можно было требовать в собственность или в аренду весь участок, какими бы маленькими не были бы расположенные на нем объекты недвижимости. В-третьих, наличие права постоянного (бессрочного) пользования позволяло выкупать землю, занятую объектами незавершенного строительства. В-четвертых, при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования участок считается сформированным и его можно поставить на государственный кадастровый учет на основании документа об отводе в постоянное (бессрочное) пользование.

Всем этим могли воспользоваться обладатели государственных актов на землю и свидетельств о праве постоянного (бессрочного) пользования. Существует ли такие права до сих пор, или для коммерческих организаций они прекратились после 01 июля 2020 года?

Главной нормой земельного законодательства о переоформлении так называемой «постоянной бессрочки» является пункт 2 статьи 3 Вводного закона. Именно здесь содержится указание на то, что переоформление выполняется только для собственников зданий и сооружений, находящихся на земельном участке (до 01.03.2015 года — в порядке статьи 36 ЗК РФ, после 01.03.2015 года — в правилах главы V.1 ЗК РФ), и может производиться как в собственность, так и в аренду. Но, эта норма действовала только до 01 июля 2020 года. При этом, в данной норме речь идет не о праве, а об обязанности переоформить постоянное (бессрочное) пользование. Так прекращается ли после 01 июля 2020 года право на переоформление или нет?

В силу пункта 1 статьи 3 Вводного закона, право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие ЗК РФ, сохраняется. Статья 45 ЗК РФ не предусматривает такое основание для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования землей, как его не переоформление в установленный законом срок. А значит, после 01 июля 2020 года постоянное (бессрочное) пользование землей автоматически не прекратится.

Еще в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ (далее — ВАС РФ) от 27 февраля 2020 года № 61 «Обзор практики применения арбитражными судами земельного законодательства» было разъяснено, что не переоформление прав пользования земельным участком в соответствии с указанным законом (статья 7 Закона РСФСР «О земельной реформе») не является основанием для изъятия и перераспределения такого участка. В качестве аргумента ВАС РФ сослался на то, что при установлении сроков переоформления законодатель не определил порядок прекращения прав на них в связи с невыполнением данной нормы. В обновленной редакции ЗК РФ и Вводного закона такой порядок также не определен, предусмотрено только наказание.

Конституционный Суд РФ в своих Постановлениях от 16 мая 2020 года № 8-П, от 06 июня 2020 года № 9-П, от 03 июля 2020 года № 10-П и от 13 декабря 2020 года № 16-П разъяснил, что иные вещные права, в том числе и право постоянного (бессрочного) пользования, входят в конституционное понятие «свое имущество». Следовательно, прекращение этого права возможно только для обеспечения государственных нужд на основании судебного решения при равноценной компенсации.

В пункте 6 статьи 3 Вводного закона указано, что коммерческие и некоммерческие организации могут переоформить свое право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на иное право, в том числе право аренды земельных участков, в установленном федеральными законами порядке. В пункте 1 этой же статьи говорится о том, что права на землю, не предусмотренные ЗК РФ, подлежат переоформлению со дня введения его в действие.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что сама по себе необходимость переоформления права постоянного (бессрочного) пользования никуда из земельного законодательства не исчезла. Однако из положений, указанных в предыдущем абзаце норм нельзя сделать вывод, может ли при переоформлении использоваться порядок, предусмотренный ранее статьей 36 ЗК РФ? Ссылки на это обстоятельство в указанных пунктах нет.

В итоге получается, что право постоянного (бессрочного) пользования для большинства юридических лиц законодательством не предусмотрено, однако, оно существует и не прекратилось, а переоформить его на одно из прав, предусмотренных законом вроде бы и можно, но нет ясности, на какое именно и в каком порядке. Налицо — правовая неопределенность: нормы о переоформлении, которые сохраняют свои действия после 01 июля 2020 года не дают ответы на поставленные вопросы.

При анализе ситуации с реализацией положений действующего земельного законодательства о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования возникает вопрос о том, в чем состоит правовое содержание процедуры переоформления этого права. Если допустить, что действие первого абзаца пункта 2 статьи 3 Вводного закона распространяется на отношения после 01 июля 2020 года, то в поставленном вопросе следует руководствоваться главой V.1 ЗК РФ, в соответствии с которой процедура переоформления выглядит следующим образом.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статья 39.3 ЗК РФ, продажа земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, за исключением лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 ЗК РФ, осуществляется без проведения торгов. Без проведения торгов, в силу подпункта 11 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, осуществляется и предоставление такого земельного участка в аренду. При этом, в подпункте 7 пункта 8 статьи 39.11 еще раз уточнено, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и предоставленный в постоянное (бессрочное) пользование, не может быть предметом аукциона. А порядок предоставления без проведения торгов в собственность или аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подробно прописан в статье 39.14 ЗК РФ.

Камнем преткновения в процедуре переоформления права постоянного (бессрочного) пользования является вопрос о составе земельных участков, права на которые подлежат переоформлению: все ли территории землепользователь вправе переоформить из постоянного (бессрочного) пользования в собственность или нет; обязан ли землепользователь переоформлять фактически не используемые им территории и может ли он от них отказаться вообще.

В отношении первого вопроса уже было сказано выше: юридические лица вправе выкупить весь земельный участок, который находится у них на праве постоянного (бессрочного) пользования с учетом установленных земельным законодательством ограничений оборота земли либо ограничений на предоставление в собственность земельных участков иностранным юридическим лицам. В отношении второго вопроса можно сказать следующее. В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. На основании пункта 2 статьи 11.8 ЗК РФ, у лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, возникает соответственно право постоянного (бессрочного) пользования на образуемые земельные участки. Статьей 53 ЗК РФ предусмотрен добровольный отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Таким образом, разделив в соответствии с положениями ЗК РФ и исходя из необходимости своего землепользования земельный участок, землепользователь может приобрести в собственность или аренду необходимый ему образованный земельный участок и отказаться от права на тот образованный земельный участок, который ему не нужен.

Однако, как выше было сказано, жизненные ситуации гораздо шире чем те, которые предлагает законодатель. Например, в 2020 году Арбитражным судом Московской области было рассмотрено исковое заявление органа местного самоуправления (далее — ОМС) одного из городских округов Московской области о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка и применений последствий недействительности сделки в отношении Общества с ограниченной ответственностью (далее — ООО), которое в 2020 году выкупило у ОМС земельный участок под находящимся на нем принадлежащем обществу объектом недвижимости, ранее принадлежавшем Открытому Акционерному Обществу (далее — ОАО). В момент покупки в 2020 году ООО у ОАО объекта недвижимости весь земельный участок под всеми распродаваемыми ОАО объектами недвижимости принадлежал ему на праве постоянного (бессрочного) пользования. ООО сформировало свой земельный участок путем раздела земельного участка ОАО, причем процесс формирования земельного участка начался в 2020 году под «надзором» ОМС, так как, в любом случае, земля находилась в государственной собственности до разграничения. Однако, в связи с тем, что земельный участок ОАО изначально был поставлен на государственный кадастровый учет некорректно (пришлось устанавливать границы земельного участка в судебном порядке), процесс формирования земельного участка у ООО растянулся до 2020 года.

В 2020 году за три месяца до истечения срока исковой давности ОМС предъявил ООО указанный иск, мотивируя свои действия своим взглядом на объект недвижимости как на нестационарный объект. Арбитражный суд установил наличие признаков объекта капитального строительства, однако требования ОМС удовлетворил, посчитав, что оснований для приватизации всего земельного участка в порядке статьи 36 ЗК РФ у ООО не имелось. Апелляционный и кассационный суды оставили это решение без изменения.

Не будем разбирать здесь степень добросовестности поведения ОМС, но факт, что ООО перешло право постоянного (бессрочного) пользования тем земельным участком, который был образован из земельного участка ОАО, принадлежащего ему на этом праве, не был исследован ни одним из судов. Как говорится, «что умерло, то умерло».

Тем не менее, исходя из решений судов, участок не исчез в пространстве — он как стоял на государственном кадастровом учете, так и остался там стоять, — и ОМС опять имеет возможность распоряжаться им. Вот оно — безбрежное поле для коррупции.

Подобные ситуации возможно было исключить, дополнив пункт 1 статьи 3 Вводного закона словами, что право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками сохраняется и за юридическими лицами, приобретшими до 01 июля 2020 года объекты недвижимости, расположенные на земельных участках, которые в момент приобретения находились в постоянном (бессрочном) пользовании у юридических лиц, право которых возникло до дня введения в действие ЗК РФ.

Литература:

  1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2017).
  2. Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2017).
  3. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства».
  4. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 (ред. 23.06.2015) «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».
  5. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.02.2001 № 61 «Обзор практики применения арбитражными судами земельного законодательства».
  6. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.07.2013 по делу № А05–13321/2012.
  7. Постановление ФАС Московского округа от 27.09.2012 по делу № А40–81741/11–16–740.
  8. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 25.02.2013 № Ф03–329/2013 по делу № А73–7681/2011.
  9. Решение Арбитражного суда Московской области от 10.04.2017 по делу № А41–74717/16
  10. Письмо Минэкономразвития Российской Федерации от 08.10.2011 № 22075-ЭН/223 «О предоставлении в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 214-ФЗ соответствующим лицам права продления срока действия льготной цены выкупа земельного участка при условии своевременного переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на него; о цене и порядке выкупа земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, собственниками зданий, строений, сооружений, находящихся на этих земельных участках и построенных после 01.01.2012 года».
  11. Письмо Минэкономразвития Российской Федерации от 15.09.2011 № Д23–3917 «О состоянии переоформления прав на земельные участки».
  12. Липски С. А. Правовое регулирование земельного вопроса в современной России // Имущественные отношения в Российской Федерации, 2014. № 5.
  13. Умеренко Ю. А. Споры о приобретении в собственность земельных участков под зданиями, сооружениями // Имущественные отношения в Российской Федерации, 2016. № 12.

Основные термины (генерируются автоматически): РФ, земельный участок, пользование, участок, муниципальная собственность, пункт, переоформление, лицо, июль, аренда.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике осуществляет государственный земельный надзор, за соблюдением требований о переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретении земельных участков в собственность, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» юридические лица, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 01.07.2012 года, а земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты) до 01.01.2016 года. Исключение составляют государственные и муниципальные учреждения, казенные предприятия, центры исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а так же органы государственной власти и местного самоуправления.

Статьей 7.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за использование земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования юридическим лицом, не выполнившим обязанности по переоформлению такого права на право аренды земельного участка или по приобретению этого земельного участка в собственность предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Управление Росреестра по КБР напоминает юридическим лицам о необходимости исполнения обязательных требований законодательства установленных п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.

2020

Что такое право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком?

В настоящее время право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком предоставлено лишь определенным предприятиям и учреждениям, которые получили территорию еще во времена СССР. Порядок предоставления права указан в ст. 268 ГК РФ. Возникновение такого вида пользования землей произошло по той причине, что раньше не существовало такого понятия, как «частная собственность» и вся земля принадлежала исключительно государству.

В 2020 году вступил в действие новый земельный кодекс, и данный вид права был для граждан упразднен. Несмотря на это, те участки, которые были предоставлены в бессрочное пользование ранее, продолжают эксплуатироваться землепользователями и поныне.

Как правило, организации имеют право распоряжаться такой территорией, однако, полновластными собственниками не являются. Переоформление в собственность таких земель возможно, но при соблюдении установленного порядка и в назначенные сроки.

Право постоянного (бессрочного) пользования имеет следующие особенности:

  • земли являются собственностью государства или муниципалитета;
  • срок эксплуатирования не ограничен;
  • наделы можно использовать в качестве объектов юридически значимых сделок.

Необходимо отметить, что государство старается внести поправки в земельное законодательство таким образом, чтобы данный вид права был исключен. В качестве подобных мероприятий можно назвать ограничение круга субъектов пользования правом, и вынесение предписания в отношении смены режима землепользования.

Основания приобретения права постоянного (бессрочного) пользования землей

Согласно ст. 39.9 ЗК РФ право бессрочной эксплуатации наделов предоставляется только определенному кругу пользователей. В перечень таковых включены:

  1. органы госвласти;
  2. административный аппарат;
  3. госучреждения, казенного или бюджетного типа, а также автономного использования;
  4. казенные организации;
  5. центры наследия бывших президентов государства.

Срок использования таких территорий не ограничен действующим законодательством. В отношении юридических лиц установлено правило, согласно которому земля передается в собственность или сдается в аренду. При неисполнении требований законодательства может быть наложен штраф в сумме от 20 до 100 тыс. рублей.

Что касается физических лиц, то они могут совершить переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в любое время и штрафные санкции в таком случае не предусмотрены.

Особенности использования земель по праву постоянного (бессрочного) пользования

В том случае, если за гражданином или компанией закреплено право бессрочной эксплуатации территории, он имеет право производить следующие манипуляции и процедуры:

  • проводить на участке все необходимые агротехнические процедуры, включая орошение, осушение, культивирование;
  • пользоваться недрами и водоемами, расположенными в пределах земельной площади;
  • переоформить надел в собственность в безвозмездном порядке;
  • возвести на участке жилые постройки, соорудить торговую точку или открыть производство, если это не противоречит целевому назначению территории.

Разумеется, эксплуатация надела происходит в рамках действующего законодательства и помимо прав у гражданина возникают обязательства по отношению к своему владению, а именно:

  1. пользоваться землей только согласно ее прямому назначению;
  2. соблюдать установленный режим землепользования;
  3. охранять надел от негативного воздействия окружающей среды, загрязнения и деградации.

Поскольку земля не принадлежит гражданину или компании по праву собственности, он не вправе продавать, обменивать или дарить участок. Также гражданин не может передать ее в аренду или использовать в качестве залогового имущества. Завещать территорию также запрещается.

Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком

Прекращение права постоянного бессрочного пользования земельным участком может произойти по желанию гражданина или в принудительном порядке.

В случае добровольного прекращения распорядитель надела обращается с заявкой в Росимущество, если данное право было официально зарегистрировано или в администрацию, в том случае, если государственной регистрации не было.

К стандартному заявлению прикладывается пакет обязательной документации, в состав которого должны входить:

  • паспорт заявителя (копия);
  • кадастровый паспорт на участок;
  • постановление или иной акт, согласно которому земля была передана в пользование.

После рассмотрения обращения уполномоченное ведомство выносит решение о завершении права и с момента официальной регистрации, данный акт вступает в законную силу.

Право на бессрочное пользование территорией может быть прекращено и в принудительном порядке. Мероприятие по отчуждению проводится по решению суда или на основании постановления муниципалитета, иного ведомства, а такой акт выносится при наличии следующих оснований:

  • земля изымается для нужд государства или муниципалитета;
  • пользователь нарушил положения действующего законодательства, а именно: использовал землю нецелевым образом, не проводил все необходимые агротехнические процедуры, нарушил свои обязательства в отношении участка.

Причиной изъятия земельного участка может стать и тот факт, что гражданин или компания, не освоили территорию в течение 3-летнего срока с момента возникновения такого вида права.

В настоящее время оснований для предоставления гражданам такого права не существует, а земля может быть передана в бессрочное пользование только индивидуальным предпринимателям и предприятиям.

Приватизация земельного участка, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования

Для оформления площади в собственность, необходимо, чтобы она прошла процедуру приватизации. Для этого потребуется выполнить следующие действия:

  1. Пользователь обращается в муниципалитет с заявкой о передаче участка в собственность.
  2. К заявке прилагаются необходимые бумаги: кадастровый паспорт на землю, государственное свидетельство или другой документ о праве заявителя на территорию, копия документа, удостоверяющего личность заявителя.
  3. Сотрудник муниципалитета выносит решение о передаче территории в собственность гражданина.
  4. Заявитель обращается в Росреестр, где на основании решения и производится регистрация прав собственности на землю.

За регистрацию прав необходимо уплатить госпошлину, срок прохождения процедуры не менее месяца. При необходимости может потребоваться произвести межевание участка.

Пример по праву постоянного (бессрочного) пользования земельным участком

Марина Т. на территории, предоставленной ей по праву бессрочного пользования, в свое время построила магазин. Женщина ухаживала за участком и развивала свою торговую точку.

Через некоторое время она получила из администрации уведомление, согласно которому, необходимо было заплатить штраф или снести магазин, поскольку право на возведение такой постройки у нее отсутствовало на участке, предоставленном в бессрочное пользование.

Женщина оплачивать штраф не стала, и обратилась к юристу, который пояснил, что Марина имела право построить на территории магазин, а в дальнейшем оформить его в собственность. Более того, в судебной практике данные требования администрации признаются неправомерными.

Марина Т. обратилась в суд с иском к администрации для аннулирования предъявленного требования. После того как судья вынес решение в ее пользу, Марина подала документы на приватизацию участка.

Заключение

В завершение написанного, можно сделать ряд выводов:

  1. Право бессрочного пользования землей позволяет использовать землю, однако, не дает право распоряжаться ею в качестве объекта юридически значимой сделки.
  2. Законодательно установлен круг граждан, которые сохраняют за собой право пользования такими площадями. Основания для получения территории в такой вид пользования отсутствуют.
  3. Гражданин может отказаться от имеющегося права добровольно или оно может быть прекращено принудительно.
  4. Признание права собственности на участок происходит только в процессе приватизации, которая осуществляется согласно установленному порядку.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по праву постоянного (бессрочного) пользования земельным участком

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Дарья. Когда-то, мои родители получили землю в бессрочное пользование, однако, теперь они бы хотели передать участок мне по наследству. Подскажите, возможно, ли такое? И что необходимо для этого сделать?

Ответ: Здравствуйте, Дарья. В п. 9.1 ст. 3 Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ указанно, что надел, который был передан человеку в бессрочную эксплуатацию, может быть использован по усмотрению гражданина, если это не противоречит действующему законодательству. Вместе с тем, поскольку территория не находится в собственности у гражданина, он не может ею распоряжаться как объектом юридически значимой сделки, а именно передавать в виде дара, продавать, менять и оформлять в порядке наследования.

Исходя из этого, единственный способ передать территорию вам по наследству является оформление ее в собственность путем приватизации. Для этого потребуется обратиться в администрацию с соответствующей заявкой и получить решение о приватизации. В дальнейшем на основании этого акта получить свидетельство о собственности в Росреестре. Уже после этого участок может быть передан вам по наследству.

Список законов

  • Статья 268 ГК РФ
  • Статья 39.9 ЗК РФ
  • Статья 3 ФЗ N 137-ФЗ

Остались вопросы? Задайте их практикующим юристам по земельным вопросам прямо сейчас:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: